Рассказ о реплике бронемашины «Маннесман-Мулаг» из коллекции клуба «1-я автомобильная пулеметная рота»
Колесная техника появилась в разных армиях мира еще в XIX веке. Поначалу речь шла о паровых тягачах, именно такими были первые образцы колесной техники Русской Императорской Армии. В начале XX века стали появляться первые автомобили. Выглядели они весьма неказисто, но постепенно характеристики бронемашин росли. Настоящий их расцвет случился позже — в годы Первой мировой войны. Неспроста ее называют «войной моторов». Тогда впервые автомобили применили массово. Кроме того, случился расцвет применения машин, закованных в броню, то есть бронемашин.
В отличие от танков, которые в России дальше опытных образцов не продвинулись, броневики выпускались во вполне приличных объемах. Из них до наших дней дожило всего два, причем оба были построены уже после революции. Между тем, только за 1914-1916 годы в России было построено (либо поступило из-за рубежа) 284 броневика. В таких условиях единственным образом увидеть навсегда ушедшие образцы оказывается создание реплик. Строят такие и в России, например, клуб «1-я автомобильная пулеметная рота», г. Санкт-Петербург. В их коллекции есть и реплика бронемашины «Маннесман-Мулаг», ставшей первым отечественным пушечным бронеавтомобилем.
То, что в России с автомобилями дела обстояли скверно, известно хорошо. В общем-то, какое отношение, такая и промышленность. Робкие попытки отечественных производителей найти место под солнцем закончились в 1908 году, кода чудеса с таможенными делами привели к тому, что получилось дешевле заводить машины из-за рубежа. Тогда случилось первое вымирание отечественных машин. Далее был крайне скромный успех «Руссо-Балта». С ним порой радостно бегают адепты РКМП, забывая, что основа выпуска марки — это лицензионные машины бельгийской «Фондю». Свои разработки были, но относились они к грузовой технике.
Как и в ряде других направлений, какой-то прогресс случился в тот момент, когда темой автомобилей заинтересовались военные. Собственно говоря, грузовики «Руссо-Балт» в дальнейшем поступили на военную службу. Было их, правда, совсем ничего. Поэтому принцип «заграница нам поможет» в полной мере характеризовал происходящее. В 1911 году начались интенсивные испытания зарубежных образцов, которые являлись своеобразными смотринами техники для военных. Даже знаменитый автосалон 1913 года имел откровенно военную подоплеку.
Результатом этой энергичной активности русских военных стало то, что к началу Первой мировой войны Русская Императорская Армия стала получать легковые и грузовые автомобили зарубежного производства. Кстати, завод АМО братьев Рябушинских в Москве и автозавод В.А. Лебедева в Ярославле (будущий ЯАЗ) — это тоже чисто военные предприятия. Впрочем, до революции что там, что там выпуск машин не освоили (максимум отверточная сборка на АМО), но общий вектор понятен. Без военного заказчика никак. Естественно, основной объем — это грузовики, которые являлись наиболее критичными для снабжения русской армии. И, кстати, военные были крайне заинтересованы в развитии отечественной техники. Необходимость независимости от зарубежных поставщиков они осознавали лучше всех.
По иронии судьбы, к началу Первой мировой войны значительный процент военных автомобилей русской армии составляла немецкая продукция. Зная, что творилось с артиллерией, удивляться вообще не стоит. Немецкие производители очень часто делали так, что потом немецкой армии приходилось воевать с немецкой же продукцией. Особенно этим грешил Krupp. В случае же с автомобилями в русской армии оказалась как легковая, так и грузовая продукция из Германии. Причем немецкие автомобили еще до Первой мировой войны впервые надели броню.
Среди немецкой продукции, которая оказалась в русской армии, были и грузовики давно позабытой фирмы Mannesman-MULAG AG из Аахена. Первыми, еще в 1911 году, к нам попали грузовики Motoren-und Lastwagen AG (MULAG). Они неплохо себя показали. В 1913 году произошло объединение Mulag с Mannesmann-Auto Co., оно и дало начало Mannesmann-Mulag. К тому моменту модельный ряд уже сложился, далее уже шло увеличение объемов выпуска. Что же касается русской армии, то там к началу войны было около 50 Mannesman-MULAG. В том числе 5 купленных в 1913 году Mannesman-MULAG 56a грузоподъемностью 5 тонн.
Один из этих грузовиков осенью 1914 года был выбран для «блиндирования» силами Ижорского завода. Концепцию бронемашины «Маннесман-Мулаг» разработали полковник А.Н. Добржанский, командир 1-й автомобильной пулеметной роты, и штабс-капитан А.Я. Грауэн, инженер-кораблестроитель. Создавался данный броневик специально под оснащение 1-й автомобильной пулеметной роты, поэтому интерес клуба к воссозданию реплики данного броневика понятен. Впрочем, есть еще один момент. Творение Добржанского и Грауэна было первым отечественным пушечным бронеавтомобилем.

Боевой путь данного броневика оказался недолгим. ПРовоевал он считанные месяцы, поскольку оказался перегружен
Когда впервые видишь данную реплику, возникает ощущение, что ее авторы не особо мучились и что-то слепили на коленке. Настолько неказистым выглядит данный броневик. Но нет, если вы всё же посмотрите на фотографии прототипа, увидите, что он тоже совсем не писаный красавец. Насколько симпатичен броневик «Руссо-Балт», настолько страшненьким получился первый русский пушечный бронеавтомобиль. В общем-то вполне типичная ситуация с первенцами. Надо сказать, что позже Добржанский и Грауэн разработали похожие броневики на базе шасси Packard и более легкого грузовика Mannesman-MULAG L57b. И они выглядели куда симпатичнее.
Такая неказистая форма оказалась напрямую связана как с шасси, так и с требованиями, выдвинутыми при проектировании. В лобовой части кабины ставился пулемет Максим, который разместили в установке, смещенной влево. Так получилось потому, что на Mannesman-MULAG 56a место водителя размещалось с правой стороны. Надо сказать, что получилось оно крайне неудобным. Водитель смотрел на окружающий мир через узкие смотровые щели. На более поздних пушечных броневиках от курсового пулемета отказались, а впереди появился откидной щит. Да и бронировка носовой части стала не такой массивной.
Весьма неказистым выглядит и боевое отделение. Оно было сформировано установкой 3-фунтовой (47-мм) морской пушки «Гочкис». В кузове разместилась тумбовая установка, которая получила развитый орудийный щит. Надо сказать, что у Добржанского и Грауэна тумбовая установка получилась как минимум не хуже, чем у ряда зарубежных броневиков. А вот сама пушка, откровенно говоря, разочаровала. Неспроста англичане в 20-е годы на 3-фунтовых пушках отказались от осколочно-фугасных снарядов. Их эффективность оказалась недостаточной.
Впрочем, куда больше разочарования вызвала сама бронемашина. Помимо проблем, связанных с компоновочными особенностями, вылезли и другие недостатки. Шасси Mannesman-MULAG 56a оказалось перегруженным, боевая масса машина составила 6,7 тонн. Мотор с такой нагрузкой не особо справлялся. В результате на фронте броневик провоевал считанные месяцы. Известен случай, когда он заглох и застрял рядом с немецкими позициями. Только решительные действия экипажа спасли бронемашину. В итоге к декабрю 1914 года бронемашину отправили в тыл, где ее превратили в грузовик.
Несмотря на такой невыразительный боевой путь, назвать бронемашину «Маннесман-Мулаг» бесполезной тратой времени точно не получится. По итогам ее применения удалось сформировать облик оптимальной пушечной бронемашины с полуоткрытым боевым отделением. В 1915 году таких бронемашин построили 4 штуки. Они получились заметно легче (боевая масса чуть меньше 6 тонн), как вооружение поставили 37-мм автоматическую пушку (по сути раскормленный пулемет) системы Максим-Норденфельд. А во всё том же 1915 году сдали первые «Путилов-Гарфорд», ставшие лучшими русскими пушечными броневиками.
Реплика, построенная клубом «1-я автомобильная пулеметная рота», базируется на шасси «Газели». У нее, естественно, есть некоторые условности, но на прототип вполне похожа. Есть споры по поводу того, какого цвета были броневики Ижорского завода, но тут пусть между собой разберутся товарищи историки. То, что броневик серый, является результатом разговора с одним историком. Второй историк считает, что было иначе. Так что клуб с большой благодарностью примет железобетонные аргументы, как именно были покрашены броневики 1-й автомобильной пулеметной роты.
В отличие от прототипа, ездит макетный «Маннесман-Мулаг» довольно бодро. Кроме того, зрителей мероприятий, где машина принимает участие, привлекает необычная форма. Самое же главное, что хотя бы в таком виде можно видеть частичку нашей истории. Пушечные бронемашины русской армии начались вот с такого, весьма неказистого, аппарата. По понятным причинам, оригинала можно не ждать, но такая реплика гораздо лучше, чем несколько снимков, оставшихся в память о первом отечественном пушечном броневике.
источник: https://dzen.ru/a/Z3jeIBg7QlqyM6S9