Юрий Пашолок. Капотный двухосный бронированный грузовик от КамАЗ

15

Юрий Пашолок. Капотный двухосный бронированный грузовик от КамАЗ

Рассказ о грузовой машине КамАЗ-4385, одном из экспонатов форума «Армия-2024»

Большие конфликты становятся катализаторами развития техники, эта аксиома постоянно наблюдается на практике. Очень часто то, что вполне работает в мирное время, оказывается слегка отличающимся от того, что требует реальное поле боя. Это абсолютно нормальное явление, причем менять концепцию приходится почти всем. Любой затяжной конфликт заставляет вносить коррективы, порой очень существенные. В полной мере это касается и колесной техники, которая под влиянием обстановки может весьма существенно видоизменяться.

КамАЗ-4385 в этом году были на видном месте

КамАЗ-4385 в этом году были на видном месте

Постепенно меняется и облик колесной техники российской армии, под влиянием того, что происходит на СВО. Процесс этот начался еще до начала операции, но именно она стала одним из катализаторов. Помимо появления большого количества бронированных грузовиков (как заводского, так и кустарного производства), стали создаваться и новые модели. Одной из них стал бронированный грузовик семейства КамАЗ-4385, впервые представленный на международном военно-техническом форуме «Армия-2023». Год спустя машина появилась уже в статусе серийного изделия.

Вариант с развитой противодроновой защитой

Вариант с развитой противодроновой защитой

В Советской Армии использовалось несколько типов грузовых автомобилей. Легкую весовую категорию занимал ГАЗ-66, среднюю ЗИЛ-131, а тяжелую — Урал-375Д (позже появился дизельный Урал-4320). В целом ситуация с легким/средним/тяжелым грузовиком не изменилась, разница только в моделях. Еще в 1989 году началась работа над грузовиками семейства «Мустанг», которые имеют колесную формулу 4Х4, 6Х6 и 8Х8. Вариант КамАЗ-4350 с колесной формулой 4Х4 пошел в серию с 2002 года.

Экспортная версия

Экспортная версия

«Мустанг» с колесной формулой 4Х4 нередко является базой для различных спецмашин, включая и броневики. На его базе производят, например, бронемашины семейства «Патруль», которые разработаны «Астейс». Ставят на «Мустанги» с колесной формулой 4Х4 и бронированные кабины, и бронированные кузова. Вместе с тем, опыт военных конфликтов подсказывает, что компоновка с размещением кабины над двигателем является более оптимальной. В том числе и с точки зрения защиты экипажа. Неслучайно «Патруль» сделан «носатым».

К-4385ПВ, он же АМН-БПВ 4Х4

К-4385ПВ, он же АМН-БПВ 4Х4

Относительно бронированных кабин сломано немало копий, причем у каждой стороны своя правда. Безусловно, отсутствие таких кабин является большим недочетом, но это если мы смотрим на военное время. Если же мы смотрим на позицию времени мирного, то выглядит всё уже не так однозначно. Бронированная кабина есть массу, которая отнимается у грузоподъемности. Не говоря уже о том, что это еще и повышенная нагрузка на шасси, со всеми вытекающими последствиями для его ресурса. Об этом обычно люди, занимающиеся критикой, не думают.

Носатая компоновка - это не только плюсы, но и минусы

Носатая компоновка — это не только плюсы, но и минусы

Так или иначе, опыт СВО четко показал, что необходимы специальные грузовики с бронированными кабинами. Причем крайне желательно с капотной компоновкой, даже в ущерб габаритов грузовой платформы. Самое интересное, что семейство КамАЗ-4385 появилось благодаря броневику. Точнее, Специальному Транспортному Средству (З-СТС), более известному, как «Ахмат». Его разработали в 2022 году в кратчайшие сроки. Машина уже давно в серии и активно воюет. Появление грузовика по похожей концепции было вопросом времени.

Развитая защита повышает выживаемость экипажа

Развитая защита повышает выживаемость экипажа

Первые машины семейства КамАЗ-4385 были показаны на международном военно-техническом форуме «Армия-2023». Скорость разработки объяснялось тем, что особо ничего придумывать не требовалось. Носовая часть нового грузовика копирует «Ахмата», более того, именно грузовик — это лишь один из вариантов исполнения. На «Армии-2023» показали и более тяжелые варианты с колесной формулой 4Х4, например, КамАЗ 4385-0000355, он же АМН-БПВ 4Х4. Полная масса этой машины достигает 15 тонн, то есть сравнима с З-СТС.

Но одновременно и съедает грузоподъемность, а также объемы кузова

Но одновременно и съедает грузоподъемность, а также объемы кузова

Образно говоря, семейство КамАЗ-4385 можно считать специальной вариацией «Мустанга» с колесной формулой 4Х4. Если сравнивать характеристики машин, то наглядно видно, в что обошлась броневая защита и капотная компоновка. При равной массе (в районе 11,9 тонн) у КамАЗ-4385 грузоподъемность ниже (чуть больше 3,5 тонн против 4 тонн у КамАЗ-4350). Также хорошо видна разница по размерам грузовой платформы. По этой причине бронированный грузовик выглядит «легче» и даже чуть меньше КамАЗ-4350, хотя на самом деле габариты у них очень похожие.

Такие экраны вполне попадаются на фронте

Такие экраны вполне попадаются на фронте

К слову, бронемашина АМН-БПВ 4Х4 была и на «Армии-2024», но уже под иным индексом — К-4385ПВ. Какие у нее перспективы, вопрос отдельный, но с учетом демонстрации на центральной площадке стенда КамАЗ, явно работы не закончены. Зато весьма показательным стало то, что базовая машина, то есть КамАЗ-4385, показывалась сразу в нескольких точках форума и в разном исполнении. Одно из которых, к слову, было экспортным. Это намекало на то, что машина пошла в серию.

Но есть машины и без них

Но есть машины и без них

Что машина стала серийной, впрочем, стало понятно по появляющимся кадрам с фронта. Да, пока что КамАЗ-4385 можно встретить редко, но это уже совсем не выставочная машина. Причем появляется она в различных вариантах исполнения. Касается это и того, как именно данные грузовики защищены. На форуме демонстрировалось несколько вариантов дополнительной защиты бронированного грузовика. На снимках попадаются и «голые» машины, то есть без дополнительной навески.

Вместо тысячи слов о кузове

Вместо тысячи слов о кузове

В заключение стоит отметить, что ожидать полную замену армейских грузовиков на подобные машины не стоит. Они необходимы на передовой, а вот где-то в тылу более актуален обычный «Мустанг» 4Х4. Причины уже описаны выше. Лишние полтонны массы и существенная разница в длине грузовой платформы играют весьма существенную роль. Но уже то, что КамАЗ-4385 стали более-менее часто мелькать на фотоснимках — это очень хороший знак.

источник: https://dzen.ru/a/Z5oblKZjPSx6j8Rb

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account