Юрий Пашолок. Главная самоходка Второй мировой войны

4

Юрий Пашолок. Главная самоходка Второй мировой войны

История StuG, или Sturmgeschütz, самой массовой средней САУ в истории

Содержание:

Самоходная артиллерия, если считать ее появление с любых типов шасси, появилась даже раньше танков. Впрочем, поначалу она воспринималась как самоходные лафеты для артиллерии разных калибров. Основными преимуществами таких самоходных лафетов, что тогда, что сейчас, считались более высокая подвижность и меньшее время, которое тратилось на переход в боевое положение (и обратно). Что же касается танков, то они поначалу являлись скорее штурмовой артиллерией, предназначенной для поддержки пехоты. Поначалу башен у них не было, а идеи о средстве глубокого прорыва, а также повышенной маневренности, появились уже позже. В какой-то момент так получилось, что место «штурмовиков» оказалось вакантным.

StuG Ausf.B на советско-германском фронте, лето 1941 года

StuG Ausf.B на советско-германском фронте, лето 1941 года

В годы Второй мировой войны самоходная артиллерия достигла апогея своего развития. Наибольший прогресс наблюдался у двух классов — истребителей танков и штурмовых САУ, иногда они пересекались друг с другом. На этом фоне не стоит удивляться, что самой массовой немецкой боевой гусеничной машиной стала именно САУ. Речь идет о Stug, дословно штурмовое орудие. Изначально созданная как средство поддержки пехоты, StuG стала самой массовой средней САУ в истории, а ее служба растянулась на несколько десятилетий.

Безбашенная «четверка» для поддержки пехоты

Идея создать боевую машину с короткоствольным орудием калибра около 75 мм была впервые реализована еще в годы Первой мировой войны. Первыми стали французы, которые создали Renault FT BS. Потом была концепция Char B, который исходно башни не имел, правда, он изначально создавался именно как танк. Что же касается чего-то, напоминающего штурмовые САУ, то они, по крайней мере концептуально, появились во второй половине 20-х годов. Данную идею продвигали, в том числе, и немцы. Хотя они тут не одиноки. Установка 76-мм полковой пушки в рубку Т-18 (МС-1) появилась еще до плотного общения с «друзьями». Впрочем, серийными эти машины всё никак не получались.

Личинка немецкой штурмовой артиллерии

Личинка немецкой штурмовой артиллерии

Если посмотреть на суть проблемы, то выяснится, что исходные пожелания по штурмовой артиллерии мало соответствовали возможностям. Что шасси тракторов, что шасси легких танков слабо подходили для подобных целей. В лучшем случае они позволяли разместить орудие в закрытой рубке, но никак не получить что-то подвижное, имеющее при этом более-менее достойную бронезащиту. В этом смысле доклад Эриха фон Манштейна, датированный 8 июня 1936 года, являлся вещью важной, но на тот момент не имеющий возможностей для реализации. В лучшем случае он мог рассчитывать на что-то вроде советской САУ АТ-1, машины низкой, с 76-мм орудием, способным действовать даже против танков, но не имеющей полноценной броневой защиты.

О "штурмовиках" думали многие, но поначалу были проблемы с базой

О «штурмовиках» думали многие, но поначалу были проблемы с базой

Так или иначе, но 15 июня 1936 года In 4 (Инспекция артиллерии) инициировала работы по созданию самоходного штурмового орудия. Фактически речь шла о чем-то вроде B.W. (Pz.Kpfw.IV), но с рубкой вместо башни и на шасси Z.W. (Pz.Kpfw.III). Разница в том, что данная боевая машина предназначалась для использования как средства поддержки пехоты. В этом смысле она повторяла концепцию АТ-1, но уже с использованием шасси среднего танка. Как показали дальнейшие события, без хорошего шасси среднего танка можно было не начинать. В этом смысле очень показательные дальнейшие события, причем не только в случае с немецкой армией. Обычно всё упиралось в шасси, а в случае со s.Pak (или Pz.Sfl.III, так StuG именовалась исходно) шасси созрело только к началу 1940 года.

Pz.Kpfw.III сделал идею Манштейна реальностью. База этого танка идеально подошла для штурмовой САУ

Pz.Kpfw.III сделал идею Манштейна реальностью. База этого танка идеально подошла для штурмовой САУ

Заслуга Манштейна тут скорее в настойчивости, которую он проявил в случае со своим тактическим детищем. Во-первых, он смог отбить все попытки того же Гудериана «прицепить» данную штурмовую САУ к танковым войскам. Это решение потом создало определенные коллизии, поскольку в 1944 году выпускались очень похожие боевые машины, но одни именовались штурмовыми орудиями, а вторые истребителями танков. Но это позволило сохранить независимость (в дела артиллеристов «танкисты» лезть могли весьма ограниченно) и избежать бардака с «гоночными» шасси. Во-вторых, StuG получилась, в итоге, именно такой, как описывал ее Манштейн летом 1936 года. То есть довольно шустрым средством поддержки пехоты, способным также выполнять функции истребителя танков. Немаловажный момент — с легким противоснарядным бронированием лобовой части с самого начала производства.

Боевой дебют StuG состоялся в 1940 году

Боевой дебют StuG состоялся в 1940 году

Обратной стороной медали стало то, что поначалу объемы производства StuG (официально обозначение Sturmgeschütz ввели 28 марта 1940 года) были крайне низкими. Daimler-Benz werk 40, разработчик САУ по линии шасси, выпускал его очень недолго. В июне 1940 года выпуск САУ начался на Alkett, специальном танкосборочном предприятии, которое построил в Шпандау концерн Rheinmetall-Borsig. Вплоть до января 1943 года Alkett оставался единственным производителем данной САУ. Отчасти StuG оказался белой вороной, подобно Pz.Kpfw.IV, который 6-й отдел Департамента Вооружений пытался прибить раз 5-6. При этом «танкисты» получали штурмовые САУ и истребители танков на шасси легких танков.

В отличие от танкистов, экипажи StuG имели серую форму

В отличие от танкистов, экипажи StuG имели серую форму

Статус «белой вороны» хорошо заметен даже по форме экипажей StuG. У них она была не черной, как у танкистов, а серой. «Артиллерийскими» были и названия соединений, которые формировались из StuG. То есть из них формировались не батальоны, а дивизионы, в которые входили батареи. Это, кстати, нисколько не мешало использовать дивизионы штурмовой артиллерии как средство поддержки танковых дивизий. Так что тут Гудериан слегка лукавил, говоря, что разное подчинение усложнит ряд организационных вопросов, в том числе ремонт. StuG был равнозначен Pz.Kpfw.III по всем компонентам, кроме боевого отделения и орудия (да и то, оно было полностью унифицировано с 7,5 cm KwK L/24 по боеприпасам). А вот что бы было, если «танкистам» досталась равнозначная с Pz.Kpfw.IV боевая машина, предугадать сложно.

StuG сыграли важную роль в боях 1941 года

StuG сыграли важную роль в боях 1941 года

То, что концепция, предложенная Манштейном, сработала, отлично показывает статистика по потерям. Конечно, численность StuG на фронте была значительно ниже, чем тех же Pz.Kpfw.IV. Но при этом дивизионы штурмовой артиллерии постоянно находились на острие атаки. При этом лишь в августе 1941 года безвозвратные потери превысили 25 машин (26 штук). Всего же за 1941 год безвозвратно потеряли 104 StuG, что составляет менее пятой части от общего выпуска этих боевых машин за тот же год (540 штук). Такой статистики не было ни у одной другой немецкой гусеничной боевой машины на тот период. Pz.Kpfw.IV, например, потеряли 348 штук при выпуске 467 штук за 1941 год. Между тем, настоящая слава ждала StuG впереди.

Самая опасная боевая машина вермахта

То, что вооружение StuG уже не является полностью соответствующим реалиям современного поля боя, стало явно осенью 1941 года. Еще в сентябре поступил заказ на новую систему, впрочем, появилась она позже. Да и то, за счет того, что в ноябре 1941 года срочно понадобилась новая танковая пушка (это к вопросу о приоритетах). Данное орудие получило обозначение 7,5 cm StuK 40. Сначала его выпускали в версии с длиной ствола 43 калибра, затем 48 калибров.

StuG 40 Ausf.F, лучший немецкий истребитель танков в 1942 году

StuG 40 Ausf.F, лучший немецкий истребитель танков в 1942 году

Первые САУ с новым орудием были сданы в марте 1942 года. Тогда же их переименовали. Исходную САУ называли StuG, могло использоваться обозначение StuG III (неофициально, но вполне применялось), StuG kurz. А вот с преемницей без вариантов — StuG 40. При этом новое орудие делало машину однозначным истребителем танков. Хотя структурно это всё еще оставалась штурмовая артиллерия. В принципе, вполне справедливо, поскольку осколочно-фугасный снаряд у 7,5 cm StuK 40 такой же. Минусом скорее стала траектория. «Короткоствол» мог закидывать снаряды по навесной траектории, 7,5 cm StuK 40 такого уже сделать не могла.

StuH 42, так выглядели первые 12 САУ данной версии

StuH 42, так выглядели первые 12 САУ данной версии

Необходимость ведения огня навесной траекторией породило StuH 42 — то же самое, но со 105-мм орудием. Впервые о нем заговорили еще 2 декабря 1941 года, но первые StuH 42 сдали только в октябре 1942 года. Да и то, первые 12 САУ являлись переделкой ранее выпущенных Stug III Ausf.E. А вот полноценное серийное производство StuH 42 Ausf.G началось с марта 1943 года. 10,5 cm StuH 42 являлась самоходной версией гаубицы leFH 18. Иронично, что танковый вариант гаубицы прорабатывали еще со второй половины 30-х годов, но серийно поставили только на StuH. Гаубичная версия не являлась приоритетной, но 1299 StuH 42 Ausf.G — это очень приличный объём.

StuG 40 Ausf.F/8, с гусеничными траками Winterketten

StuG 40 Ausf.F/8, с гусеничными траками Winterketten

Между тем, опыт применения StuG 40 в боях 1942 года четко показывал, насколько полезной была эта боевая машина. Иронично, что она на голову превосходила специальные истребители танков, которые производили для «танкистов». Наиболее показательным был отчет 41-го дивизиона истребителей танков, который действовал в составе 6-й танковой дивизии. За период с 1 декабря 1942 по 5 февраля 1943 года дивизион, вооруженный истребителями танков Marder, безвозвратно потерял 10 САУ из 18, заявив о 45 подбитых и уничтоженных советских танков. В это же время их соседи (21 StuG 40 Ausf.F/8) безвозвратно потеряли 1 из 21 САУ, заявив о 114 подбитых и уничтоженных танков. Понятное дело, заявки и реальные данные часто сильно отличаются, но очень многое становится понятно.

В роли маршрутки немецкой пехоты

В роли маршрутки немецкой пехоты

Начиная с декабря 1942 года ежемесячный выпуск StuG превысил 100 штук, с февраля 1943 года к производству присоединился MIAG. Уже в апреле 1943 года суммарный выпуск StuG 40 Ausf.G составил 226 штук, а в сентябре он достиг 345 штук. Пиком стал октябрь 1943 года, когда сдали 395 StuG и 11 StuH. Потом по Alkett два раза прошлись союзные бомбардировщики, что заставило срочно искать альтернативу (так появился StuG IV), но год спустя Alkett смог перебить рекорд. За декабрь 1944 года сдали 452 StuG (361 Alkett и 91 MIAG), плюс 40 StuH 42. В таких объёмах не выпускалась ни одна другая немецкая гусеничная боевая машина.

StuG 40 Ausf.G стала самой массовой гусеничной боевой машиной немецкой армии. И самой опасной

StuG 40 Ausf.G стала самой массовой гусеничной боевой машиной немецкой армии. И самой опасной

По итогам StuG 40 Ausf.G стала самой массовой немецкой САУ в истории. Всего их сдали 8565 штук, это сделало одновременно ее и самой массовой средней САУ в истории, что в абсолюте, что в пределах одной версии. Причины надо искать в очень высокой эффективности данной боевой машины. Общая заявка экипажей StuG составляет около 160 тысяч боевых машин противника. Осётра, понятное дело, надо хорошенько так урезать, но даже если сделать это раза в два, статистика впечатляет. Это к вопросу, какая боевая машина была у немцев самой опасной.

Внутри боевого отделения. Это еще рубку не нацепили

Внутри боевого отделения. Это еще рубку не нацепили

Самое интересное, что каким-то чудо-оружием StuG никогда не считали. Даже после того, как лобовую часть корпуса и подбашенной коробки усилило до 80 мм, это не особо помогало. После резкого взлета объемов выпуска теряли StuG много и регулярно, особенно в последние два года войны. К апрелю 1945 года их оставалось всего около 1050 StuG из 10 тысяч выпущенных (без учета StuH 42). С другой стороны, соотношение потерь и уничтоженных данными САУ машин противника говорит само за себя. Кроме того, обходилась такая САУ в 82500 рейхсмарок, что значительно меньше, чем тот же Pz.Kpfw.IV. Неудивительно, что никто не собирался даже прикасаться к выпуску StuG.

СГ-122, с нее пошли советские средние САУ

СГ-122, с нее пошли советские средние САУ

Идеальной конструкцию StuG также назвать нельзя. Машина получилась слишком низкой, что заметно усложняло работу расчета. Вытяжной вентилятор боевого отделения появился на StuG 40 Ausf.F, а приличное, с точки зрения обзорности, место командира, начиная со StuG 40 Ausf.G. Со смотровыми приборами у этой машины была в принципе беда, на самоходках явно экономили. Тем не менее, боевая эффективность говорила сама за себя. Кроме того, общая концепция StuG стала образцом для советских штурмовых САУ. СУ-122, СУ-85 и СУ-100 концептуально повторяли немецкую боевую машину.

Сирийцы стали последними, кто применял StuG. Уже в начале 70-х годов

Сирийцы стали последними, кто применял StuG. Уже в начале 70-х годов

StuG получился настоящей рабочей лошадкой немецкой армии. Самое интересное, что эти боевые машины, аналогично Pz.Kpfw.IV, прослужили не одно десятилетие, а их последний бой состоялся в 1973 году. Лишнее доказательство удачной концепции, которую удалось довести до кондиции. Безусловно, StuG не была лучшей в своём классе, причем даже среди немецких САУ. Но финальный вердикт делается по итогам суммы всех пунктов, а тут StuG вне конкуренции.

Список источников

      1. US NARA
      2. ЦАМО РФ
      3. Panzer Tracts No.8: Sturmgeschuetz — s.Pak to Sturmmoerser, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Darlington Publication, 1999

источник: https://dzen.ru/a/ZzotqDef7HQCGkwJ

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account