Юрий Пашолок. Большой самоходный план на первую послевоенную пятилетку
О планах УСА ГБТУ КА по разработке и производству перспективной самоходной артиллерии в 1946-50 годах
Жанр альтернативной истории весьма популярен, как и мемуары в духе «Утерянных побед». Речь идет о том, что, мол, если бы не обстоятельства, то точно всех могли победить. В том числе и тем чудо-оружием, которое якобы не успело. В полной мере это касается и танкостроения. В архивах осело немалое количество различных образцов сумрачного немецкого танкостроения, обрывков информации и прочего, за которые хватаются, как за соломинку. Мол, вот если бы у немцев был бы еще год, то они бы показали. Спорить тут бесполезно, просто необходимо иметь в виду сей забавный факт.

ИСУ-122 на Параде Победы в июне 1945 года. В это время уже вовсю шло обсуждение будущих САУ, которые сменяли находящиеся в производстве образцы
На этом фоне остается единственный вопрос — а уверены ли свидетели Панцерваффе-46, что визави их объектов поклонения спокойно сидели бы и ждали появления чудо-оружия? Тут ведь такой момент, что в эту игру можно играть вдвоем. И если у немцев реальные планы по производству танков заканчивались осенью 1945 года, то у других стран они имелись слегка так подольше. Прежде всего это касается Советского Союза. В отличие от немцев, там был 5-летний план по развитию бронетанковой техники. В данном случае стоит рассказать о том, что предполагалось в случае с самоходной артиллерией.
К моменту окончания Второй мировой войны советская самоходная артиллерия достигла больших успехов, как в качественном, так и в количественном отношении. Особенно это касалось тяжелой самоходной артиллерии. Если немцы сделали ставку на САУ вроде StuG 40 и ее сородичей, то у нас наиболее массовыми САУ оказались ИСУ. Начиная с лета 1944 года их ежемесячно выпускали по 250 штук. Также в производстве находилась СУ-100, которая превосходила немецких одноклассниц по целому ряду параметров. Наконец, в серии находилась СУ-76М, которая впрочем, уже давно требовала замены, но как-то не получалось. ГАЗ-овское руководство откровенно «топило» принципиально новые проекты, постепенно идя к тому, чтобы выпуск САУ на заводе прекратить. Без этого массового выпуска легковых и грузовых машин нового поколения не получалось.

СУ-101, появившаяся весной 1945 года, стала одним из перспективных направлений развития советских САУ
Не менее важным моментом было то, что советские танкостроители занимались не только рисованием красивых прожектов, которые уходили в стол. В 1945 году на свет появились лучшие, с точки зрения сочетания характеристик, средние и тяжелые САУ Второй мировой войны. Речь идет о СУ-101 и «Кировце-2» (Объект 704). Обе машины имели определенные недостатки, но при этом вполне могли стать серийными, если бы война продолжилась. Правда, уже к осени 1945 года «Кировец-2» выглядела, в глазах командования УСА (Управление Самоходной Артиллерии) ГБТУ КА несколько устаревшей. В отличие от СУ-101 (Уралмаш-1), которая хоть и страдала от перегрева, но считалась перспективной разработкой.
О том, как должна развиваться отечественная самоходная артиллерия, обсуждение началось еще летом 1945 года. 5 июля 1945 года была подготовлена докладная записка, посвященная самоходной артиллерии и перспективам ее развития. В ней излагались идеи, какой руководство УСА ГБТУ КА видело в будущем самоходную артиллерию. Легкие САУ (массой 18 тонн) предполагалось иметь два типа — с 85-мм пушками, а также со 122-мм гаубицами. В дополнение к ним планировалось иметь колесные самоходные пушки по типу КСП-76. Средние САУ планировались тоже пушечными/гаубичными, но при этом пушечная САУ была закрытая, а гаубичная-полуоткрытая. По такой же концепции планировались делать и тяжелые САУ. Причем боевая масса до 60 тонн явно намекала, что речь не про Объект 704.
Данная концепция несколько видоизменилась к осени 1945 года. Произошло дальнейшее переосмысление опыта Великой Отечественной войны, в результате чего произошло расширение ассортимента самоходных артиллерийских установок. Не менее сажным моментом стало то, что от работы в авральном режиме начался переход к долгосрочному планированию. В начале сентября 1945 года появился план по 5-летнему развитию самоходной артиллерии, в котором прописывались те САУ, которые обсуждались летом 1945 года. Заодно появились и новые образцы.
Всего за период с 1946 по 1950 годы предполагалось получить 25275 образцов САУ и других спецмашин. Сумма немаленькая, но всё относительно. Если посмотреть на те объемы, которые предполагалось выпускать в указанный временной период, выяснится, что ежегодное производство получалось весьма скромным. Редкие образцы САУ имели ежегодный выпуск более 1000 штук. Общий же ежегодный выпуск САУ предполагался в объеме 7100-8000 штук. Для довоенных объемов, конечно, тоже очень немаленькие объемы. Но если посмотреть на объемы выпуска тех же Т-54 в начале 50-х годов, то цифры вполне реалистичные.
Самыми массовыми оказывались легкие САУ, за 1946-50 годы их предполагалось получить 7250 штук. Поскольку ГАЗ им. Молотова уже однозначно перешел на мирную продукцию (а заодно разворачивал выпуск ГАЗ-63), теперь производителем легких САУ являлся завод №40 (г. Мытищи). Увы, как выглядели шасси, пока покрыто мраком, но это явно связано с 25-тонными легкими танками, которые прорабатывались в 1945 году. При той же боевой массе данные САУ имели лобовую броню на уровне СУ-101 (да-да, легкие САУ, которые в лоб не пробиваются 8.8 cm KwK 43 L/71). Первый, самый массовый вариант САУ, получал 122-мм гаубицу М-30, второй вооружался 100-мм орудием Д-10С.
Средние САУ, как не странно, оказывались отнюдь не на втором месте (если мы считаем базовые варианты машины). Всего их предполагалось получить 4625 штук. Концепция практически полностью повторяло то, что теперь хотели от легких САУ. Обе машины базировались на шасси «Уралмаш-1», но при этом были полуоткрытыми, и тоже с защитой от 8.8 cm KwK 43 L/71 с лобовой проекции. Пушечная версия получала 122-мм пушку Д-25с, а гаубичная — гаубицу-пушку МЛ-20см (как на Объекте 704).
На втором месте по массовости выпуска оказывались тяжелые самоходные артиллерийские установки на шасси Объекта 701. Собственно говоря, ИС-3 являлся не более чем временным решением, руководство ГБТУ КА хотело запускать Объект 701 в серию еще весной 1945 года. Но тогда на ИС-3 настоял В.А. Малышев, и оказался прав. Сейчас же у ГБТУ КА были развязаны руки, поэтому они заказали 2 САУ на более тяжелой базе. Боевая масса этих боевых машин составляла около 60 тонн, бронирование должно было держать 128-мм пушку KwK 44 L/55 (да, здравствуй, Маус). Из всех новых САУ только тяжелые планировались закрытыми. Первый вариант предполагал установку 130-мм пушки с баллистикой корабельной пушки Б-13, а второй — 152-мм пушку с начальной скоростью 900 м/с. Таким образом получался тяжелый истребитель танков и истребитель ДОТ-ов. Всего предполагалось получить 5760 таких САУ.
Меньший объем выпуска средних САУ объяснялся тем, что предполагалось получить 1550 ЗСУ на базе «Уралмаш-1» со спаркой 57-мм зенитных автоматических пушек С-60. Также предполагалось получить 595 ЗСУ на базе СУ-76 (позже на новой 25-тонной базе) со спаркой 37-мм автоматических пушек. В 1946-48 годах предполагалось изготовить 505 счетверенных установок 37-мм автоматических пушек на шасси Т-34 и 775 ЗСУ на базе СУ-76, со счетверенными установками автоматических пушек калибра 20-25 мм. Итого 3425 ЗСУ. Также на базе «Уралмаш-1» строилось 1475 подвижных наблюдательных артиллерийских пункта.
Самое интересное, что КСП-76, который командование ГБТУ КА «раскатало» во время испытаний, продолжал числиться среди перспективных разработок. Скорее всего, всё же речь шла о другой машине, но в целом она повторяла концепцию «забракованной» модели. Причем этих машин, которые теперь предназначались для ВДВ, ожидалось получить 4325 штук. Такая же забракованная ОСУ-76, теперь уже в новом исполнении, также создавалась для ВДВ, ожидалось получить 1475 машин данного типа.
Как можно заметить, 5-летний план выглядел весьма сбалансированным, с широким спектром САУ, и не столь огромными объемами выпуска (особенно на фоне плана выпуска, за тот же отчетный период, 50 тысяч танков). Впрочем, планы эти оказались не более чем благими пожеланиями. Почему же так случилось? Во-первых, в конце 1945 года УЗТМ перешел на мирную продукцию, а лавры разработчика средних САУ перешли к заводу №174 (г. Омск). СУ-122-54 и ЗСУ-57-2 — это как раз развитие тех самых описанных тем. КСП-76 «отвалилась», а эпопея с ОСУ-76 закончилась созданием АСУ-57. Легкие САУ не получили перспективную базу, что же касается тяжелых САУ, то они стали жертвами растущих тактико-технических требований (а также переходом ЧКЗ на выпуск тракторов).
Для понимания, это только планы второй половины 1945 года. И только по САУ. Уже в 1946 году планы были уже совсем другими, и у меня для любителей Панцерваффе-46 очень плохие новости. Дальше там было только страшнее, на этом фоне серия E выглядела чем-то белым, пушистым и безобидным. Причем вплоть до начала 1949 года, когда было принято решение прекратить безобразия и надувать требования на новые танки, а также САУ, горшочек всё варил. Из всего этого известна хорошо, если треть. И это только то, что попало в переписку по опытным работам, там местами попадается такое, что «Маусу» можно сразу где-то прятаться. Реальность очень часто бывает пострашнее альтернативной истории, просто бывают некопаные архивы.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- КБМ
источник: https://dzen.ru/a/ZwwTxTU9u20PmwQw