Юрий Пашолок. Альтернативный StuG IV здорового человека
Рассказ про опытный немецкий истребитель танков Versuchs-leichte Panzerjäger IV (Panzerjäger 39) на базе танка Pz.Kpfw.IV
Первые немецкие истребители танков появились еще в 30-е годы. Тогда их представляли скоростными боевыми машинами с противопульной броней и размещением вооружения в башне кругового вращения. Впрочем, серийные немецкие истребители танков оказались совсем другими. Базой для них служили шасси устаревших легких танков, на которые ставили противотанковые пушки и довольно неудобные рубки. В общем-то получалась самоходная пушка, более подвижная, чем обычное орудие, но со своим набором недостатков. Кроме того, объем выпуска таких истребителей танков оказался не самым высоким.

Pz.Kpfw.IV mit 7,5 cm Stu.G.40, слегка так удивительная разработка Krupp. Как они смогли набрать 28 тонн боевой массы, загадка
Несмотря на то, что выпускались немецкие истребители танков на шасси легких танков вплоть до начала 1944 года, сомнения в их целесообразности появились гораздо раньше. Появилось понимание, что нужен не «самоходный лафет», а что-то более крепкое, крайне желательно на шасси среднего танка. Так на свет появился истребитель танков Versuchs-leichte Panzerjäger IV, по концепции очень близкий к StuG 40 Ausf.G, но при этом созданный на другой базе и для несколько иных задач. По крайне мере концептуально.
Отчасти странная ситуация, которая сложилась вокруг немецкой самоходной артиллерии, связана с организационными коллизиями. Дело в том, что существовали штурмовые САУ и истребители танков для танковых частей, и штурмовые орудия StuG, которые шли на вооружение дивизионов штурмовых орудий. Танкистам StuG.Abt. не подчинялись, но часто им придавались. Уничтожение вражеской бронетанковой техники в состав задач StuG входило, но как одна из функций. При этом у StuG имелась довольно крепкая броня, которую в 1942 году довели до толщины 80 мм, а у «самоходных лафетов» она была противопульной.
Самое интересное началось во второй половине 1942 года, когда «самоходные лафеты» стали массовым явлением. Речь идет о Marder, которые наиболее массово строились на шасси Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.38(t). В это же время началось массовое применение StuG 40 Ausf.F/8. Орудия у перечисленных САУ были очень близки по характеристикам, а вот эффективность разной. При этом использовали их часто одинаково. И если StuG 40, за счет крепкого лба, имел довольно высокую выживаемость в бою, то у Marder с этим дела обстояли плохо. Особенно с учетом того, что Marder были заметно выше StuG, а в штурмовые атаки их посылали регулярно.
Одним из преимуществ «самоходных лафетов» была цена, но и тут всё не так просто. 7,5 cm StuK 40 L/48 была лишь на 1,5 тысячи рейхсмарок дороже 7,5 cm Pak 40 (12 и 13,5 тысяч рейхсмарок), а разница между Pz.Kpfw.II и StuG составляла 30 тысяч рейхсмарок (50 и чуть более 80 тысяч рейхсмарок). А вот разница по эффективности выглядела куда более существенной. На этом фоне не стоит удивляться, что в конце 1942 года стал наблюдаться существенный рост объемов выпуска StuG 40. Правда, с одним нюансом. Как и ранее, StuG 40 продолжали идти в дивизионы штурмовых орудий, а противотанковые дивизионы продолжали использовать Marder.
Впервые о том, чтобы создать истребитель танков, схожий со StuG, немецкие военные задумались еще осенью 1942 года. 5 октября 1942 года появились тактико-технические требования на Sturmgeschütz n.A.. Как штурмовое орудие новую САУ называли по той причине, что непосредственно по танкам расходовалось в среднем 25% боекомплекта. Впрочем, после прихода на должность Гейнца Гудериана на должность генерал-инспектора танковых войск индекс поменяли на kleine Panzerjäger. Гудериан уже помнил, как не смог отобрать StuG у артиллерии, второй раз такое получить он не имел никакого желания.
Вероятнее всего, именно активность по Sturmgeschütz n.A. стала причиной появления проекта Pz.Kpfw.IV mit 7,5 cm Stu.G.40, который был представлен 5 февраля 1943 года Krupp. Базировалась данная САУ на шасси 9./B.W., проекте модернизации Pz.Kpfw.IV. Единственным плюсом данной конструкции была лобовая деталь корпуса под рациональным углом наклона. Всё остальное можно было называть «всё очень плохо». К шасси 9./B.W. пристыковывалась рубка StuG 40 Ausf.F/8 с измененной лобовой деталью. При этом боевая масса возрастала до 28,26 тонн. Естественно, никакого энтузиазма данный проект не вызвал.
Совсем иначе обстояли дела с другим проектом Sturmgeschütz n.A., задание по которому появилось еще до появления тактико-технических требований. Его получил VOMAG (Die Vogtländische Maschinenfabrik AG), с августа 1941 года производивший Pz.Kpfw.IV. Производитель грузовиков и автобусов из Плауэна оказался более вменяемым разработчиком нового истребителя танков. Вместо нового, мудреного шасси на VOMAG использовали штатное шасси Pz.Kpfw.IV, с новой подбашенной коробкой. Причем в Плауэне догадались, что можно использовать всю ширину корпуса, а не ограничиваться шириной «ванны» корпуса.
13 мая 1943 года VOMAG продемонстрировала на показе Гитлеру макетный образец kleine Panzerjäger der Firma VOMAG. Даже в макетном исполнении данная САУ выглядела крайне интересно. Во главу угла инженеры VOMAG поставили обеспечение максимальной броневой защиты при минимальных габаритах рубки, особенно что касается высоты. Общая высота САУ составила всего 1700 мм, что являлось рекордом для боевых машин среднего класса. При этом и лобовой лист, и борта имели рациональные углы наклона. Толщину бортов довели до 40 мм, что сделало их надежно защищенными от огня противотанковых ружей, и даже 45-мм противотанковая пушка пробивала их лишь с очень близкой дистанции.
Ничуть не менее важным моментом стало то, как именно была изготовлена орудийная установки. 75-мм орудие 7,5 cm Pak 39 L/48 в тот момент существовало в виде макета, но общую концепцию можно было оценить даже на таком этапе. Во-первых, в отличие от 7,5 cm StuK 40, было решено отказаться от громоздкой тумбовой установки. Орудийная установка размещалась на верхнем лобовом листе корпуса, в рамке. Это позволило заметно снизить массу установки и сэкономить внутреннее пространство. Во-вторых, подвижная бронировка стала заметно меньше и надежнее. Ее сделали литой, сложной формы и переменной толщины.
Надо сказать, что на VOMAG постоянно дорабатывали. Еще до того, как САУ показали Гитлеру, в конструкцию внесли ряд изменений. Во-первых, переделали смотровой прибор механика-водителя. Он, кстати, очень выгодно отличался от StuG. В литой кожух вставлялось 2 перископа, это заметно улучшало защиту мехвода от поражения снарядами. Во-вторых, на верхнем лобовом листе корпуса появились литые порты для установки оборонительных пулеметов MG 42. Это было более правильной идеей, чем откидной щиток для MG 34, который использовался на StuG 40 Ausf.G.
Очень интересно выглядело и то, как на VOMAG проработали крышу рубки. Во-первых, она была сделана съемной, что упрощало ряд работ, связанных с ремонтом. Во-вторых, с точки зрения обзорности САУ была проработана лучше StuG 40. Да, у последней имелась командирская башенка, но чаще всего командир использовал стереотрубу, которая давала больше обзора. Под ее установку имелся отдельный лючок перед основным люком. А вот по смотровым приборам kleine Panzerjäger der Firma VOMAG явно превосходила StuG. На крыше рубки предусмотрели 4 перископа, из них 1, в створке люка командира, кругового вращения. 1 из перископов предназначался заряжающему, он получился не особо удобным (круговое вращение пожадничали), но хотя бы так.
Надо сказать, что облик kleine Panzerjäger der Firma VOMAG постоянно менялся. Касалось это и орудийной установки, и рубки, и шасси. С последним главная проблема заключалась в том, что текущая конфигурация лобовой детали корпуса выглядела устаревшей. Она поражалась огнем пушки Ф-34 и схожих орудий. В феврале 1943 года появилась идея о переделке лобовой части Pz.Kpfw.IV. На танке переделки так и не получилось, а вот истребитель танков ее получил. Новая, V-образная лобовая деталь имела 60-мм ВЛД под наклоном 60 градусов и нижнюю лобовую деталь толщиной 50 мм под углом 55 градусов.
Такую лобовую деталь корпуса получил опытный образец САУ, получивший обозначение Versuchs-leichte Panzerjäger IV. Изготовили его из конструкционной стали, причем еще до показа Гитлеру, который состоялся 20 октября 1943 года, машину не раз дорабатывали. В частности, менялась конструкция орудийной установки, а также поставили бортовые экраны. Они, кстати, получились более удачными, чем те, которые ставили на StuG или Pz.Kpfw.IV.
Далее, в ноябре 1943 года, был изготовлен второй опытный образец САУ. Данная машина, кстати, проходит как Panzerjäger 39, иногда в этой связи всплывает индекс E-39, не имеющий под собой никаких оснований. Данная машина имела некоторые конструктивные отличия от первого образца, кроме того, она получила антимагнитное покрытие циммерит. Поскольку САУ также изготовили из конструкционной стали, ее применяли в качестве учебной машины.
По ряду причин именно в таком виде САУ в серию не пошла. В ходе подготовки к производству корпусов и рубок было решено отказаться от гнутых боковин передних бортов рубки. Данные боковины стали четким признаком опытных машин. Вместе с тем, Panzerjäger 39 повезло. Так получилось, что машина была вывезена после войны во Францию и долго гнила на площадке техники в Сомюре. Спустя некоторое время САУ передали немцам, после работы по приведению в порядок она оказалась в танковом музее города Мюнстер.
По состоянию на 1943 год Versuchs-leichte Panzerjäger IV оказался лучшим немецким истребителей танков. Конечно, шасси Pz.Kpfw.IV было не идеальным, но в целом подвижность вполне обеспечивалась. Кроме того, при заметно выросшем уровне броневой защиты боевая масса осталась на уровне 24 тонн, то есть как у базового танка. В этом смысле остается только удивляться, почему позже на свет появился StuG IV, который явно уступал разработке VOMAG.
Список источников:
- US NARA
- ЦГА Спб
- Panzer Tracts 9-2 Jagdpanzer: Jagdpanzer IV, Panzer IV/70 (V), and Panzer IV/70 (A) development and production from 1945 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012
- Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Light Jagdpanzer: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Thomas L. Jentz, Schiffer Pub Ltd, 2007, ISBN 978-0764326233
источник: https://dzen.ru/a/Z5ITB-p6lyp2lMVa