TDR-1. Ударный БПЛА. Проект “Вариант”. История создания и боевого применения. США. 1940-1944г.
Несмотря на довоенные разработки и на немногочисленные попытки применения дистанционно управляемых беспилотных ударных самолетов во время Второй мировой войны, все они обладали одним важным недостатком. Оператору управляющим БПЛА было необходимо наблюдать цель и наводить аппарат визуально, находясь в непосредственной близости от объекта атаки. Эта проблема была устранена только с появлением ТВ и ИК- камер, установленных на самом БПЛА с возможностью дистанционной передачи изображения на пульт оператора.
Общеизвестным фактом является то, что техническая возможность осуществления подобного варианта наведения БПЛА стала возможной только в 60-х годах прошлого века.
Однако это не так. Беспилотная революция в авиации началась значительно раньше.
Первыми в мире построенными и успешно опробованными в реальных боевых условиях ударными БПЛА с ТВ-системой наведения стали американские беспилотные самолеты TDR-1. И было это еще в 1944 году. Как это ни странно, история создания и боевого применения БПЛА TDR-1 группой STAG-1 в боевых действиях на Тихом океане малоизвестна даже для специалистов.
А начиналось все, как обычно, с одиночек-мечтателей, которые изменили мир.
Еще в 1934 году русский эмигрант, гениальный инженер Владимир Зворыкин, главный ученый RCA (Radio Corporation of America) и человек, который является отцом телевиденья, предлагал ВМФ США «электрический глаз» для «летающих торпед». Вполне естественно, что тогда его предложение было сочтено нереальным и фантастическим.
Владимир Козьмич Зворыкин (1888–1982), находясь в США с 1919 года, в 1923 году подал патентную заявку (US Patent 2141059 of 20.12.1938) на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе.
В 1928 году он встречается с другим эмигрантом из России Давидом Сарновым, вице-президентом Radio Corporation of America. Д. Сарнов, ставший в 1930 году президентом RCA, назначил Зворыкина руководителем лаборатории электроники. В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку — кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа. В июне 1933 года Зворыкин выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров, где ознакомил присутствующих с вновь созданной электронной телевизионной системой.
В 1933 году и последующие годы Зворыкин неоднократно бывал в Европе, в том числе посещал СССР. Его консультации сыграли большую роль в создании систем телевещания в Европе. Этот способ передачи движущегося изображения дебютировал на Олимпийских играх 1936 в Берлине.
В результате реализации заключенного с RCA договора СССР ввел в действие в 1938 году первую передающую станцию электронного ТВ в Москве, было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина.
А в 1936 году лейтенант американского флота Д. С. Фарни предложил руководству флота концепцию боевых радиоуправляемых самолётов. Идея хотя и получила одобрение, большой поддержки не нашла. Когда Фарни из прессы узнал о изобретениях Зворыкина, он сразу понял, что “электрический глаз” – это то, чего не хватает для успеха его проекта. Фарни встретился со Зворыкиным, и они нашли взаимопонимание. Фарни оперативно организовал контракт. И в 1940 году RCA получила заказ от флота на создание системы наведения и управления.
По заказу флота, в своей лаборатории RCA, Зворыкин занялся разработкой авиационной ТВ-системы наведения. Первый работоспособный прототип весил 340 фунтов (154 кг). На его базе Зворыкин создал чудо. Прибор состоял из ТВ-камеры и передатчика объединенных в один блок с размерами 8×8×26 дюймов (20,3×20,3×66 см). Прибор получил название “Блок-1”. Разрешающая способность камеры составляла 350 линий. Изображение с ТВ-камеры передавалось по радиоканалу с частотой 40 кадров в секунду. Вес всего комплекса оборудования, включая “Блок-1”, антенны, батареи и генератор, составлял 97 фунтов (44 кг), что для того времени и той элементной базы было чудом миниатюризации.
Это был технологический прорыв и база для создания принципиально новых видов вооружения.
Японский рейд на Перл-Харбор и уничтожение почти всего Тихоокеанского флота заставило ВМФ США хвататься за все возможности. Идеи Фарни оказались весьма перспективными, и предложение быстро двинулось вверх по инстанциям. Телеуправляемые самолеты идеально подходили для нападений на суда противника и обороны побережья. В феврале 1942 года вышла директива, давшая старт секретному проекту ВМФ, получившему кодовое название “Вариант». Несмотря на то, что прототипа еще не существовало, концепция стала одним из приоритетов национальной обороны.
Полномасштабное развитие программы началось под руководством капитана Оскара Смита, назначенного на должность главы проекта адмиралом Кингом. Капитан Смит не был летчиком, но он был прогрессивным морским офицером и прекрасным администратором с хорошими связями. В тесном контакте с лейтенантом Фарни он организовал испытание и доводку оборудования.
В апреле 1942 года Смит организовал и провел демонстрацию и испытания системы. В заливе Нарагансет оборудованный “Блоком-1” модифицированный старый торпедоносец провел успешную атаку со сбросом практической торпеды по эсминцу “Аарон Уорд”. Торпеда прошла непосредственно под корпусом эсминца, несмотря на то, что эсминец выполнял маневры уклонения со скоростью пятнадцать узлов. Управление атакующим торпедоносцем происходило с земли за восемь миль от места атаки вне поля прямого зрения.
Усилиями Зворыкина и Фарни начиналась новая эра.
Результат испытаний произвели должное впечатление на адмирала Кинга, и он дал зеленый свет развитию программы «Проект Вариант». Адмирал Кинг подал предложение на переоборудование 2000 самолетов ВМФ в беспилотные и создание восемнадцать боевых эскадр. Размер и масштаб запросов Кинга вызвал недовольство в морском ведомстве. Он был смещен и его место на посту главы Бюро по аэронавтике, занял контр-адмирал Джон Г. Tауэрс. Тауэрс сразу поставил вопрос о разумности тратить огромные ресурсы на программу, боевая эффективность которой сомнительна.
В ответ Фарни и Смит предложили построить для проекта “Вариант” максимально дешевый летательный аппарат. Они заключили контракт с подрядчиком Национальной авиастроительной компанией в Лос-Анджелесе на проектирование и постройку самолета под названием TDR-1 . Проектированием самолета занималась малоизвестная фирма Interstate. Субподрядчиком стала компания музыкальных инструментов Wurlitzer, штат Иллинойс, на заводе которой и развернулось производство TDR. Работы начались в лихорадочном темпе. Работники завода, в основном женщины, считали, что они строили обычный учебно-тренировочный самолет. Секретность проекта была на высоте.
Учитывая сжатые сроки на разработку и ограничения, связанные с программой, TDR впечатляет своей простотой, несвойственной американскому самолетостроению. Фюзеляж, построенный полностью из фанеры, рама построена из металлических труб от производителя велосипедов Schwinn. Он был оснащен двумя дешевыми 220-сильными шестицилиндровыми двигателями Lycoming, которые обеспечивали самолету максимальную скорость в 225 км/ч. Дальность полета – 685 км.
Конструктивно TDR-1 представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и неубирающимися, сбрасываемым шасси с носовой стойкой. Шасси не имело тормозов, поэтому перед запуском двигателей TDR привязывался к опоре или бамперу «Доджа» и после выхода двигателей на максимальный режим трос обрезался.
На нем была предусмотрена одноместная кабина с минимально необходимым комплектом приборов. Планировалось, что летчики будут использовать ее при перегонах самолетов и обучении. В дистанционно- управляемом режиме блистер демонтировался, а кабина закрывалась панелью-обтекателем. Основное вооружение заключалось в одной торпеде или 900-кг бомбе, подвешенной под фюзеляжем.
Телекамера “Блок-1” размещалась в носу самолета и обеспечивала угол обзора 35 градусов.
Была построена серия из 200 ТRD-1.
ЛТХ: |
Название |
TRD-1 |
Размах крыла, м |
14.60 |
Длина, м |
11.30 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
взлетная |
2700 |
Тип двигателя |
1 ПД Lycoming O-435-2 |
Мощность, л.с. |
1×220 |
Максимальная скорость, км/ч |
225 |
Практическая дальность, км |
685 |
Полезная нагрузка, кг |
до 900 кг бомб или одна торпеда |
В это же время в Клинтоне, штат Оклахома, началось формирование авиационной группы специального назначения STAG-1. Это было секретное подразделение. Молодые пилоты, недавние курсанты, получали назначение в группу не зная, что их ожидает. О телевиденье вообще мало кто слышал. Обучением руководил лейтенант Роберт Ф. Джонс, назначенный заместителем капитана Смита.
Обучение операторов началось на самолете управления – гражданском Beechcraft, и нескольких одномоторных Vultee, переоборудованных под радиоуправление. Поступающие TDR-1 заменили Vultee, а Beechcraft’ы уступили место торпедоносцам Grumman TBF-3 ”Avenger”. На “Avenger” был установлен радиолокатор, комплект принимающей и передающей радиоаппаратуры и смонтирована в кабине система управления и ТВ-контроля с круглым экраном.
Учитывая новаторский характер системы, комплекс системы управления был достаточно «продвинутым» и при этом простым. Пилот-оператор использовал джойстик для ручного управления полетом БЛА. Плюс система автоматического управления, которая выглядела как диск телефона. Если на диске набралась единица, то БЛА летел на высоте 50 футов. Если набиралась двойка, то TDR подымался на 100 футов. Набор других цифр отстреливал шасси или производил сброс торпеды или бомбы.
Каждый телевизионный передатчик и приемник работали на одном из четырех фиксированных радиоканалов: 78, 90, 102 и 114 MHz. Четыре частоты выделялось и для передачи командных сигналов управления БПЛА. Это означало, что только четыре БПЛА могли одновременно находиться в воздухе без риска возникновения взаимных помех.
Бобби Джонс и его команда ветеранов скоро научили зеленые экипажи, как управлять TDR с помощью дистанционного управления. Также все без исключения операторы лично летали на ТDR для получения представления о его пилотажных свойствах, что облегчало обучение. Отрабатывался взлет и посадка, проведение ТDR по маршруту с использованием дистанционного управления и ТВ-камеры, групповая слетанность, бомбометание.
Персонал группы прозвал свои TDR “собаками” или ”большими деревянными ублюдками”. Что отразилось и в официальной эмблеме группы, на которой был изображен летящий аист, несущий собаку:
Позже группа перелетела Траверс-Сити, штат Мичиган, чтобы отрабатывать атаки над водой. На Великих озерах отрабатывались атаки на суда и маяки. Они также взлетали с палубы учебного авианосца USS Sable, как в беспилотном, так и пилотируемом варианте.
Выявились и некоторые недостатки проекта “Вариант”. Вести прицельное бомбометание с ТDR оказалось вообще невозможным. Было решено проводить атаки целей тараном или торпедометанием.
Интересно отметить, что хотя несколько человек погибли или получили ранения в авариях в ходе обучения (обычное явление в те времена), никто не был убит или серьезно ранен в TDR.
Наконец, летом 1944 года STAG-1 получила приказ двигаться в Монтерей, штат Калифорния. Похоже, что после мучительно долгого периода обучения они наконец получат возможность вступить в бой.
После поражения у Мидуэй в 1942 году японский флот прекратил наступательные операции. К 1944 году США полностью овладели инициативой в Тихом океане, и японский флот уже не представлял былой угрозы. Американские военно-морские силы были на подъеме, и без того осторожный интерес адмиралов к беспилотным самолетам стал угасать.
Адмирал Тауэрс заявил Смиту, что он никогда не одобрит боевого применения «экспериментального оружия». И у него были мощные союзники в ВМФ. Адмирал Честер Нимиц, организатор победы на Мидуэй, издал приказ, в котором он высказался против использования какого-либо «непроверенного оружия на передовой» и особенно с его авианосцев.
Несмотря на противодействие адмирала Тауэрса, Смит продолжал упорно бороться за проект “Вариант”. В январе 1944 года Смит посетил адмирала Спрюэнса, командующего Пятым флотом. Спрюэнс согласился опробовать беспилотные летательные аппараты при нападении на Маршалловы острова, но этот план сорвался после изменения даты кампании. Далее Смит безуспешно пытался получить для своей группы направление в зону боевых действий. И наконец, его настойчивость окупилась.
Ему удалось заинтересовать контр-адмирала Гюнтера, командующего авиацией южной части Тихого океана. Гюнтер разрешил отправить STAG-1 на Соломоновы острова. Это был уже не перспективный ТВД. Морские сражения там закончились и американская морская пехота неспешно очищала блокированные острова от японских гарнизонов. Тем не менее, Смиту выбирать не приходилось, и он был рад представленной возможности попасть в драку.
Наконец, 18 мая 1944 года, группа STAG-1 отправилась в южную часть Тихого океана на борту эскортного авианосца USS “Маркус” в сопровождении двух транспортов с пятью десятками TDR.
5 июня 1944 группа STAG-1 прибыла на остров Banik. Они получили в свое расположение расчищенную ВПП и начали оборудование базы. Через три недели после прибытия начались полеты.
Весь следующий месяц, группа проводит в ожидании официального приказа, разрешающего участие в боевых действиях. Неофициально TDR проводили учебные вылеты, использовали свои телекамеры для обследования близлежащих островов и проводили учения в поддержку морских десантов по постановке дымовой завесы в удаленной лагуне. Помимо мелких поломок, все проходило без сучка и задоринки.
Наконец в конце июля появился шанс. Капитан Смит получил разрешение от адмирала Гюнтера и генерал-майора Ральфа Митчелла проверить реальные возможности TDR при атаке учебной цели.
Для Смита и всего проекта этот тест имел важнейшее значение. Он представлял собой последнюю возможность убедить начальство, что его группа заслуживает права участвовать в боях. Он реквизировал кинокамеру для записи результатов испытаний, а также выбрал учебную цель – полузатопленный и покинутый экипажем японский транспортный корабль “Yamazuki Маru”, который лежал на мелководье у мыса Эсперанс.
Утром 30 июля 1944 года четыре TRD и четыре самолета управления готовились подняться в «атаку» против брошенного японского грузового судна. Сначала взлетели четыре “Avenger” управления и встали в круг над аэродромом. Их операторы начали подъем своих “собак”. Два взлетели удачно. У третьего подломилась передняя стойка шасси и он скапотировал. Его быстро заменили на запасной TDR и отправили в полет. Четвертый также взлетел удачно. Ударная группа собралась в воздухе над островом, TDR сбросили шасси и отправились к цели.
В семи милях от “Yamazuki Маru” операторы накрылись в своих кабинах черной тканью и включили телевизионные приемники, начав наведение своих TDR. Один за другим TDR пошли на цель. Несколько мгновений спустя первый TDR пошел на корабль, но прошел над ним на тридцать футов выше, упал в прибрежный участок джунглей и взорвался. Второй TDR, управляемый оператором Билли Джо Томасом, вошел в пике и ударил в центр корабля, взорвавшись с ослепительной вспышкой. Третий TDR врезался в воду возле корабля и, вероятно, нанес бы серьезный ущерб, но его бомба так и не взорвалась. Четвертый TDR также поразил цель в палубу. Хотя результаты и не были идеальными, Смит был в восторге.
В надежде убедить руководство ВМФ, что проект и его люди готовы к бою, Оскар Смит отправился в Перл-Харбор показать свой фильм об успешных испытаниях TDR. По прибытии на Гавайи Смит обнаружил, что никто в ВМФ не заинтересован в STAG-1. Адмирал Тауэрс и его союзники одержали победу. Проект “Вариант” закрыт, он и его финансирование были исключены из программы вооружений ВМФ.
Вернувшись на Banika, Смит решил не сдаваться. Он верил в проект и его миссию. Кроме того, он и его люди готовились больше года и сидели в джунглях на протяжении почти двух месяцев, чтобы просто так все бросить. Он засыпал все инстанции ВМФ рапортами с требованием отложить расформирование своего подразделения. Вопреки всем ожиданиям, капитан умудрился выбить отсрочку. Было получено разрешение отложить на тридцать дней расформирование, и более того – STAG-1 разрешили атаковать цели на территории Соломоновых островов, как «испытание»!
19 сентября группа была разделена на две эскадрильи. VК-12 перелетела на остров Стирлинг у южного побережья Бугенвиля, а VК-11 развернута к северу от Бугенвиля на Зеленом острове.
С 27 сентября по 26 октября 1944 г. экипажи группы STAG-1 предприняли беспрецедентную серию атак – впервые в истории войн в бою использовались управляемые ударные беспилотные самолеты.
Первой боевой мишенью Джонс выбрал полузатопленное торговое судно, которое японцы превратили в позицию зенитной артиллерии. Несколькими днями ранее его зенитчики сбили транспортный С-47, погиб весь экипаж.
27 сентября четыре TDR-1 и самолеты управления взлетели с аэродрома о. Стирлинга и направились в сторону о. Бугенвиль. По дороге один из БЛА рухнул в море. Остальные три долетели без проблем.
Оператор Билли Джо Томас так описал эту первую атаку:
“Я отчетливо помню свое волнение, наблюдая на зернистым зеленом экране, как вражеский корабль становится все больше и больше. Вдруг непонятные мелкие точки и пунктиры начали появляться на моем мониторе, и я решил, что мой приемник неисправен. Внезапно я понял, что это трассы зенитных снарядов! Я летел через них, как будто забыв, концентрируя свои усилия на попытках навести прыгающий нос ракеты прямо в цель. Я просто продолжал работать, довернул чуть вправо и БУМ! В последнюю секунду камера TDR показала удивительное зрелище – крупным планом палуба корабля. Затем экран стал статичным”.
TDR Томаса поразил судно в среднюю часть и, вероятно, убил всех на его палубе. Для страховки, один из его напарников направил свой TDR на корабль и поразил его в борт. Третий TDR поразил цель в корму, но его бомба не взорвалась. Результаты первой боевой операции с использованием телеуправляемых БЛА были очень хорошими.
Но японские корабли (основная цель TDR) в зоне боевых действий были большой редкостью. Японские гарнизоны сражались на островах в полной блокаде, будучи отрезанными от снабжения и поддержки из метрополии. Оставались только наземные защищенные цели – здания, позиции зенитных установок, мосты, атака которых представляла опасность для пилотируемых самолетов ВМФ. Тот факт, что многие из этих целей и были скрыты в джунглях, оказалось серьезной проблемой для ТВ-камер и мониторов “Блока-1”. Оператор хорошо видел цель, когда у цели был контрастный силуэт на фоне окружающей среды. Например, корабль днем на воде был практически идеальной мишенью. Но если погода была пасмурной, обнаружить цель было сложно. Особой сложностью для операторов TDR было обнаружение цели на фоне изображения монохромных джунглей и теней, мелькающих на маленьком монохромном мониторе.
1 октября: атака четырьмя TDR-1 с 2000 фунтовыми бомбами позиций зенитных батарей на островах Ballale и Peperang. Один TDR-1 был сбит, три других поразили цели и взорвались на огневых позициях японцев. Еще четыре беспилотных летательных аппаратов атакуют днем позиции японских ПВО на Южном Бугенвиле. Один из них взорвался на позиции зенитных орудий, два поразили цель, но бомбы не взорвались, один БЛА разбился на подлете …
5 октября: четыре беспилотных самолета атаковали позиции японцев в пещерах Kararvia в заливе Рабаул. Два беспилотных летательных аппарата были сбиты на пути к цели, один ударил в южный вход пещеры, один TDR промахнулся и взорвался в окрестностях…
9 октября: Четырьмя TDR был атакован мост на о. Симпсон-Харбор, Рабаул. Три были сбиты зенитным огнем, упав и взорвавшись в районах позиций зенитных батарей, один разбился по дороге…
18 октября: Атака трех БЛА на маяк на мысе Св. Георгия, остров Новая Ирландия. Один ударил между маяком и радиостанцией, но не взорвался, второй врезался в землю в тридцати футах от основания маяка и своим взрывом серьезно повредил конструкцию маяка и вывел его из строя. Третий БПЛА был потерян из-за технических неисправностей.
26 октября STAG-1 провела последнюю боевую операцию. Четыре TDR вновь атаковали маяк на мысе Св. Георгия, с целью предотвратить его ремонт и окончательно уничтожить. На подлете у одного из беспилотных самолетов появились проблемы с передачей телевизионного сигнала, и он был намеренно перенацелен на зенитные позиции японцев на соседнем острове и взорвался в непосредственной близости от них. Остальные три беспилотных самолета дошли до цели. Первый точно попал в строение маяка и полностью снес его. Второй и третий взорвались уже в развалинах. Таким образом, Джонс и его люди закончили операции с блеском.
Оператор Билли Джо Томас так вспоминает свой опыт:
«Да, управляемые мною TDR были сбиты два раза», – вспоминает он. – «По дороге к цели мой ТDR попал под зенитный огонь и начал падать вниз. У меня не было контроля, но картина была по-прежнему на экране, я наблюдал, как навстречу мне несется земля, и не мог ничего с этим поделать». Однако он добавляет, как ни в чем не бывало: «Невероятно захватывающее и страшное зрелище, но без всякого риска для моей жизни. Если бы это был пилотируемый вылет, и я был сбит, то не было бы даже что хоронить…»
Итак, в течение месяца группа STAG-1 (эскадрильи VK-11 и VК-12) использовала в атаках на реальные цели 26 TDR-1 из 47 имеющихся. 3 были потеряны по техническим причинам. Остальные достигли района целей, 6 – были сбиты зенитным огнем, 3 – попали в цель, но не взорвались, 11 – успешно поразили цели и взорвались. Это был хороший результат. Тем более, что группа STAG-1 не потеряла в боевых вылетах ни одного человека и ни один из 30 самолетов управления “Avenger” даже не подвергся обстрелу.
Джонс надеялся, что достигнутого результата будет достаточно, чтобы предотвратить роспуск группы. Но решение было уже принято. Когда группа STAG-1 вернулась в плацдарм на о.Banika, их ожидал приказ о расформировании. Все 30 самолетов управления были погружены на борт транспортного корабля и вывезены с острова, а оставшиеся целыми TDR-1 сброшены в лагуну. Пилоты вернулись в Перл-Харбор для назначения в другие подразделения или вернулись в Штаты для «дальнейшего развития”. Это было глубокое разочарование.
В итоге необычный боевой опыт группы STAG-1, не был оценен и оказался невостребованным ВМФ США.
Несмотря на все усилия Джонса и Оскара Смита, программа STAG-1 была полностью закрыта к концу 1944 года. Планы по производству новой версии TDR с более мощными двигателями и улучшенной ТВ-системой «Блок-3» так и не вышли из стадии прототипа.
Оставшиеся на материке TDR-1 были переименованы в BQ-5, свезены на артиллерийский полигон Военно-морского флота в Inyokern, Калифорния, где использовались в качестве мишеней для зенитных расчетов.
По иронии судьбы сами японцы, которые могли бы поднять завесу секретности вокруг TDR-1, после того как они были впервые применены против них в боевых операциях 1944 года, не поняли природу их противника. По крайней мере в одной пропагандисткой радиопередаче из Токио упоминались атаки «американских камикадзе». Там насмешливо оплакивалась гибель многих храбрых американских пилотов в районе Соломоновых островов. Вряд ли японцы знали, что в течение всей боевой работы группы STAG-1 ни у одного из летчиков группы не было даже легкого ранения. Они были просто далеко от опасной зоны.
С началом войны в Корее у Бобби Джонса появилась новая возможность реанимировать проект, и он немедленно начал засыпать рапортами адмирала Артура У. Рэдфорда, чтобы тот позволил ему продемонстрировать боевые возможности беспилотных летательных аппаратов. В условиях отрезвляюще высоких потерь американской авиации в Корее это предложение оказалось ко двору. В конце августа 1952 года шесть устаревших F6F-5K Hellcat, оснащенных новой ТВ-системой “Блок-3” и управляемых с самолетов AD-2Q Skyraider, совершали боевые вылеты с эскортного авианосца USS “Боксер”.
Камера находилась в подкрыльевом контейнере, боевой нагрузкой телеуправляемого Hellcat была 900-килограммовая авиабомба. Они атаковали хорошо защищенные ПВО северокорейскую электростанцию, железнодорожный тоннель и мост. Достигнутые результаты оценивались как успешные на 50%. Позже они использовались для исследования результатов ядерных взрывов, а также как самолеты-мишени в программах разработки нового оружия.
Естественно, что вся деятельность и отчеты о боевых успехах STAG-1 были засекречены, после закрытия проекта они легли в архивы и благополучно были забыты. У адмиралов появились другие новые и мощные игрушки.
Сегодня один TDR-1 – последний существующий из 200 произведенных – висит под потолком Военно-Морского музея в городе Пенсакола, штат Флорида.
Несмотря на то, что он заложил основу будущих ударных беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, высокоточного оружия, история и боевой опыт группы STAG-1 остался незаслуженно забытым. Само ее существование остается малоизвестным до сих пор.
Сергей Сыч