Тактика и стратегия применения разных типов самолётов СССР в ВОВ
Пост рождался очень долго и мучительно. И не потому что было нечего писать — наоборот об АИ тактике и стратегии применения И-16 можно написать статью не меньше. И кто без учёта возможных модификаций и продолжения производства.
Но в тактике очень много основано на взаимодействии разных типов самолётов между собой. Те же и 16 в одном вылете могут взаимодействовать и с штурмовиками, и с истребителями новых типов, и параллельно прикрывать свои сухопутные войска. Вот чтобы не терялась целостность пришлось ужимать все в одну статью, а чтобы не превращать пост в не читаемое чудовище — пришлось пройтись только по верхам. В комментариях могу подробнее раскрыть интересующие вас моменты.
Содержание:
Ночная авиация
Самое простое — старые стратегические бомбардировщики типа Тб-3. Их лучше всего применять как транспорт или ночной бомбардировщик, сюда же и Ил-4 и ПС-3, и прочие подобные машины. Отдельно отмечу Пе-8, с него, кроме стратегического бомбардировщика получится и отличный стратегический ночной разведчик.
Лёгкие машины типа У-2. В РИ их часто применяли как ночные бомбардировщики. Более того в начале 42 года половина бомб была заброшена именно ими. ресурсной точки зрения сбрасывать бомбы такими бомбардировщиками очень выгодно — при моторе немного мощнее 100 лошадиных сил у 2 может поднять 200 кг бомб, есть упоминания сброса фаб 500 с У-2. Тем не менее у У-2 как бомбардировщика было 2 ключевые проблемы. 1 — малая дальность полета, что делает его применение в наступлении или отступлении очень сомнительной, а также фактически ограничивает сферу его применения силами противника на линии фронта и в ближнем тылу. 2 — как ударный самолёт у 2 может применяться только ночью, в то время как основные наземные боевые действия проходят днём.
Концептуально большую часть времени во время позиционной фазы У-2 малополезен — силы противника рассредоточены и окопаны — доты и батареи противника замаскированы а бомбить пехоту противника рассредоточены по окопам и блиндажам непродуктивно. Во время маневренной фазы, когда невозможно организовать аэродром подскока в паре десятков километров от фронта У-2 вообще теряет боеспособность. Так же он не может поддержать авиаударом наступление своих войск или атаковать наступающего противника. Единственная удачная ситуация для применения У-2 — ночной авианалет совмещённый с артподготовкой при переходе в наступление. В такой операции У-2 раскрывает все свои достоинства — работающая артиллерия провоцирует врага на подтягивание резервов и контрбатарейную борьбу, а это их демаскирует и подставляет под атаку У-2. В свою очередь пытаясь сбить самолёт ЗА противника демаскирует себя, и представится под артподготовку, и не сможет повлиять уже на решающий дневной бой. Главная роль для лёгкой авиации — связные самолёты, авиакорректировщикам для артиллерии, тренировочный самолёт. В таких вспомогательных ролях У-2 и другие лёгкие машины принесут пользы больше чем в качестве ударников.
Горизонтальные бомбардировщики
Другой старый бомбардировщик это СБ. Следует отметить что большинство одногодок СБ со схожими двигателями и концепцией применения были медленнее и хуже защищены, да и весили они подчас в 2 раза больше и их планер был заметно более трудоемким. В эпоху, когда основными истребителями были бипланы с парой пулеметов винтовочного калибра и такой же как у СБ скоростью, а монопланы по характеристикам недалеко от них ушли СБ был очень удачным. Но наступили сороковые, основные истребители стали быстрыми и те 50-100 дополнительных километров в час уже мало что значили, оборонительное вооружение мало что могло противопоставить новым живучим и зубастым истребителям. Но главная его проблема как тактического бомбардировщика в противостоянии с немцами даже не это — такие вопросы решаются банально адекватным истребительным прикрытием. Главная проблема СБ днём — МЗА противника, легко сбивающая относитесь медленные и неповоротливые самолёты на малых высотах. Пикировать для прорыва вражеской ПВО СБ не умел (кроме одной модификации — ар 2, их было произведено всего около 200 штук, мог нести до полутора тон бомб и при этом пикировать, вот их бы произвести побольше, в том числе вместо Пе-2, и однозначно все использовать в качестве пикирующих бомбардировщиков). А попытка бомбить войска противника с больших высот это бесполезная трата авиабомб. В РИ пошли по тому же пути, что и в других странах — перевели СБ на ночные полеты в качестве лёгкого стратегического бомбардировщика. Только вот в отличие от своих конкурентов с их в среднем двумя тонами нормальной бомбовой нагрузки сб мог нести в перегрузку не больше тонны. Получается неудачный стратег(на ту же цель и соответственно количество бомб требуется больше самолётов, значит больше расход топлива и мотторесурса, больше вероятность потери экипажа и самолета) но и как дневной бомбардировщик будет нещадно сбивается немецким ПВО.
Для него подходит роль тактического бомбардировщика на вторичных фронтах и направлениях (против финнов и румын, а также на границе с Турцией и Японией), там при адекватном истребительном прикрытии СБ может бомбить войска и особенно колонны противника, так как МЗА у них гораздо меньше чем у немцев. Так же СБ может стать неплохим ночным дальним разведчиком — с запасом осветительных бомб и фотоаппаратурой ночью пролететь по тылам противника и запечатлеть его перемещения, выявить склады и аэродромы. Так же с сб может получится неплохой корректировщик — вместо бомб поставить радиоаппаратуру для связи с землёй и побольше топливные баки, чтобы он мог дольше висеть над полем боя. Идеальный вариант для СБ — в начале войны они находятся преимущественно на второстепенных фронтах или мирных границах, постепенно они переоборудуются в разведывательную модификацию, а пилот переучиваются с дневных бомбардировщиков на ночных разведчиков и пополняют потери в разведчастях.
Трагедия СБ в том, что на 22 июня он главный самолёт поля боя в СССР. Производство ил 2 и пе 2 только разворачивается, всякие р-зет уже устарели и их можно использовать только ночью. Армия терпит сокрушительные поражения на земле, и почти единственные самолеты, способные хоть как то повлиять на ситуацию это СБ, морально устаревшие как ударный самолёт. Более того именно эта ситуация в итоге привела к разгрому ВВС РККА. Сначала в попытке переломить ход боёв на земле на немецкие колоны были брошены СБ, когда они начали массово падать как листья деревьев осенью на штурмовку отправили истребителей. Когда не предназначенные для штурмовки самолёт закономерно показали плохие результаты и убились об ПВО всю остальную авиацию зачистили истребители противника. Потом, начиная с 42 начался постепенный процесс восстановления авиапарка и костяка летного состава, потерянного в 41.
У СБ были и два пути его развития, разделяющие его функции как стратега и тактического бомбардировщика по специализациям -пикирующий бомбардировщик ар 2. Он представлял собой последнюю версию СБ, оборудованную для пикирования. У него был автомат выведения бомб с бомболюка, тормозные щитки и укреплённое крыло увеличенной площади. За счёт площади крыла выросла и бомбовая нагрузка до полутора тон. Бомбардировщик идеально подходит для уничтожения дотов и мостов, по своим характеристикам очень похож на пешку. Ввиду небольшого числа выпущенных машин следует его сберегать, для чего стоит перевести его на ночные полеты. Ночная бомбардировка с пикирования на Пе-2 была вполне распространена в конце войны для снижения потерь от зенитной артиллерии.
Пикирующие бомбардировщики
Ер-2 был двухмоторный бомбардировщиком с большой бомбовой нагрузкой. В максимуме до 5 тон, сравнимо с четырех моторным Пе-8. Из него получился отличный транспортник или ночной бомбардировщик. Естественно до 41 их выпустили всего не более 200, и свернули производство еще до войны. Потом восстановили в 43, но это уже другая история. Ер-2 был не прямым потомком сб, но имел схожие затраты на производство, в частности производства двигателей. Так же ети 2 самолёта служат наглядной иллюстрацией что мог бы получить СССР вместо сб, если бы не увлекся идеей скоростного бомбардировщика.
Основным новым бомбардировщиком стал Пе-2. В отличие от СБ он был пикирующим, но в начале войны его способность к пикированию использовалась редко. Это было связано не с конструкцией а с привычками летчиков, так как в конце войны он использовался преимущественно как пикирующий, но основное оборудование для пикирования было установлено. В середине войны существовала странная ситуация, когда в одних частях пикирование было освоено а в других нет. Поэтому в начальный период войны и предвоенные месяцы необходимо целенаправленно учить пилотов бомбить с пикирования.
Пикирующий бомбардировщик единственный тип самолёта подходящий для удара по прикрытому ПВО точечному объекту — он подходит к цели и уходит от нее на большой высоте, намного выше высоты сброса бомб. Во время короткого залета в зону эффективного огня МЗА самолёт набирает большую скорость и может маневрировать в трёх плоскостях, выполняя противозенитные маневры. Благодаря повышенному удобству прицеливания и ускоренному падению бомбы у него выше точность, что позволяет сбрасывать бомбы с большей высоты. Ввиду особенностей конструкции и применения лучше использовать бомбовую нагрузку из бомб большого калибра — 250 кг и выше. Идеальная цель для пикирующего бомбардировщика это мосты и переправы, штабы и доты. Так же он обладает высокой живучестью при сильной ПВО противника. Для истребителей противника пе 2 — желанная цель, поэтому он должен быть хорошо прикрыт. Пе 2 по сравнению с штукой обладает высокими летными характеристиками, особенно скоростью, неплохим защитным вооружением, но при той же бомбовой нагрузке стоит дороже и потребляет больше топлива за вылет. Он имеет довольно слабое оборонительное вооружение, хотя именно удобное расположение оборонительного вооружения было одним из главных доводов в пользу пешки, но в сочетании из скоростью и двухмоторностью при адекватном истребительном прикрытии он был сложной целью для истребителей противника.
Штурмовая авиация
Так же в СССР был новый одноместный бронированный штурмовик — единственный проект из серии штурмовиков, который удалось довести до серии. Как бронированный штурмовик Ил-2 идеально подходи для атаки неприкрытых МЗА войск противника. Любой небронированный или слабо бронированный самолет пролетая без противозенитные маневров на небольшой скорости рискует словить пулю, поэтому над пехотой истребителю летать опасно — есть шанс потерять дорогой самолёт. Ил-2 лишён этих недостатков, может спокойно летать над головами пехотинцев и расстреливать их с пулеметов и автопушек, а бомбы и РС для него дополнительное вооружение. Пот только у немцев было больше 14 тысяч 20 мм автопушек в начале войны, и назвать Вермахт слабо прикрытым МЗА никак нельзя. Единственный вариант застать крупную воинскую часть без ПВО — разбомбить это самое ПВО. Вот только дуэль авиации с ПВО будет стоить авиации осень дорого. Бронированный одномоторный штурмовик — неудачный тип самолёта для войны с Германией. В результате ил 2 в первой половине войны часто летали небольшими группами или в одиночку, нередко без истребительного прикрытия и атаковал противника одним заходом, после чего улетал — неудачная тактика для бронированного штурмовика. Сам самолёт не очень удачный — у ила проблемы с обзором вниз и оборонительным вооружением, зато вполне мощное штурмовое вооружение. При этом стоит заметить что если создать ему нужные условия ил 2 станет супер самолётом, способным почти бесплатно крушить за вылет авиаполка оборону пехотной дивизии, или срывать атаку, но это уже сложнее. Один из главных факторов выбора бронированного штурмовика как основного ударного самолёта — низкое потребление взрывчатки. Основное вооружение бронированного штурмовика это автопушки и пулеметы. Бомбы и РСы он тоже может применять но проигрывает в грузоподъёмности другим ударным самолётам.
Итак нужно обеспечить для второго ила беспрепятственную штурмовку. Если речь идёт про небольшую тыловую колону то можно уничтожить ту пару зениток что ее прикрывают а потом уничтожить колонну. Для этого желательно использовать не бронированный штурмовик а пикирующий бомбардировщик или истребитель бомбово-штурмовым вооружением. Уничтожение зенитки все равно обойдется дорого, но уничтожение колонны может стоить тех потерь. В случае необходимости атаковать войска противника на передовой важно наладить взаимодействие с артиллерией. Союзные орудия уничтожают вражеское ПВО, а илы расправляются со всем остальным.
В обороне высокая вероятность, что противник надёжно прикроет свои атакующие войска ПВО, и направить против него артиллерию не получится, у нее кроме зениток много других целей, а самих орудий мало. В обороне илам лучше сосредоточится на вспомогательных колоннах и атаковать их большими группами под надёжным прикрытием. Так же ил отлично подходит для противостояния с странами беднее Германии. Против финнов или румын илы могут неплохо себя показать, но не против немцев. В начале войны или в относительно немного и им легко найти оптимальную нишу на поле боя, но с ростом числа самолётов илы исчерпают все предпочтительные ситуации и их придётся бросать под ПВО противника, что резко снизит их эффективность.
Из новых бомбардировщиков наследником СБ можно считать Су-2. Он имеет скорость до 550 километров в час, и бомбовую нагрузку 600-1000 килограмм. Имеет слабую турель, зато неплохую для бомбардировщика маневренность и четыре курсовых шкаса. Так же имеет лёгкое бронирование.
С точки зрения целей и особенностей применения сушки универсальны, но проигрывают более специализированным советским самолётам. Так они могут успешно уничтожать неприкрытые ПВО войска и колоны противника, но ил 2 с этим справится лучше, так как надёжно прикрыт от огня стрелкового оружия. Он может уничтожать точечные цели типа мостов или дотов бомбами, но пешки могли бы справится с этим лучше. Его можно использовать и для бомбардировки площадных целей с высоты, но ил 4 с такой задачей справятся куда легче. Он мог бы отлично разогнать не прикрытые зенитками тыловые автомобильные колонны, но любые истребили с этим прекрасно справятся, меньше рискуя понести потери от истребителей противника. Это не особо нужный ударный самолёт лучше всего использовать как резервный, и применять для выполнения разнообразных целей и задач. Он будет давать больше гибкости ударной авиации на стратегическом, оперативном и тактическом уровне.
Истребители старых типов
Прежде чем начать распределение по ролям очерчу основные особенности истребительной работы. Во-первых истребители в отличие от ударных самолётов редко реализуют свою истребительную функцию в воздушном бою. Так транспортники всегда имеют маршрут, и не может быть ситуации когда транспортник загрузили боеприпасами, он вылетел и уже в воздухе стал летать над своими войсками и спрашивать по радиостанции: не требуется ли им боеприпасы. Разведчики имеют свой район поиска. Ударные самолёты только долетят до линии фронта и тут же встретят обилие возможных целей. А вот истребитель может вылететь на прикрытие своих войск или бомбардировщиков, и вернулся домой не встретив ни одного самолёта противника, более того зачастую так и происходит. Для машин с уже частично выработанным ресурсом это критично — в истребительной работе они скорее всего спишутся без возможности нанести потери противнику.
Истребитель в общем случае может наносить и удары по наземным целям, но такое применение хоть и имеет свои плюсы нежелательно, так как истребители несут небольшую бомбовую нагрузку, не имеют развитого бронирования, нормальных бомбовых прицелов, а их пилоты обучены скорее воздушному бою чем штурмовке, и не умеют бомбить по точечным целям. Итог — любой истребитель это плохой лёгкий бомбардировщик, и использовать в этой роли на регулярной основе нормальные истребители я не вижу смысла. Ещё острее вопрос стоит с пилотами. Так как пилоты истребителей редко встречают противника то они быстрее пилотов ударной авиации нарабатывают опыт пилотирования, что очень важно в воздушном бою. Особенно ценны пилоты с большим опытом, и с умением управлять сложным в освоении самолётом, и привыкшими летать на самолётах с упором на маневренность. Пилоты и 16 выпущенные в тридцатых годах подходят под все эти пункты, поэтому отправлять их на штурмовку крайне нежелательно.
В СССР было 2 основных старых типа истребителя — ишак и чайка. Если говорить про и 15 и старые типы ишаков то единственное место в котором я их вижу это лёгкий штурмовик. Многие из них уже порядком изношенные, а значит только в штурмовке имеют шанс достойно себя показать, для истребительного боя вооружение у них достаточно слабое. Массово сажать на такие машины опытных пилотов очень расточительно, поэтому основную массу летного состава в таких частях займут новички последних предвоенных выпусков. В их обучении изначально акцент будет на штурмовые действия.
Так же часть пулеметных ишаков и чаек последних выпусков пойдет на укомплектование ИАП на вторичных фронтах и границах. Против финской авиации при прикрытии СБ чайки ещё себя покажут, особенно учитывая что на первых порах им будут противостоять раритеты, заметно хуже по характеристикам чем ишаки и чайки. И японцев пугать их вполне достаточно — против хлипких японцев шкасы отлично подойдут. Постепенно оттуда их будут переводить в штурмовики, и заменять на новые типы самолётов, уже ближе к 43 году.
Пушечные ишаки и при острой необходимости последние пулеметные применяются собственно на главном ТВД как истребители. Именно во фронтовой авиации а не в частях ПВО, для последних основная задача — перехват, а для нее нужна высокая скорость.
Сравним характеристики Ме-109 и ишака. У стодевятого лучше высотность, горизонтальная скорость, вертикальный маневр(выход на маневр на большей скорости и поплавковый карбюратор, по ЛТХ ишак должен при нормальном карбюраторе и равной скорости делать петлю быстрее мессера, я не знаю что там с карбюраторами в последних двигателях, но на выводы ето не особо повлияет). У ишака лучше горизонтальная маневренность, он немного меньше, имеет более живучий двигатель воздушного охлаждения, который лучше прикрывает пилота в лобовой проекции, имеет более мощное вооружение. Так же нужно учитывать лучшее обучение и большой боевой опыт немецких пилотов и стабильную радиосвязь.
Для обеспечения эффективного применения И-16 в качестве истребителя необходимо: вынудить немцев ввязаться в бой, фактически лишив их преимущества в инициативе, завязать маневренный массовый бой, условный догфайт. Как показывает практика в догфайте скорость значит очень мало, командование практически невозможно, зато на первый план выходят маневренность, огневая мощь и живучесть. Ну и один из ключевых факторов — численность. Даже если истребители одной стороны немного уступают хоть по всем показателям, то при двукратным превосходстве в численности победа слабых весьма вероятна. В догфайте все самолёты разбиваются по парам и гоняются друг за другом, лишний самолёт без пары быстро сядет на хвост противнику, вынуждая того бросить свою цель, а цель сама становится свободным самолётом. Значит у кого численное преимущество тот и доминирует, легко седая противнику на хвост.
Так как в качестве перехватчика ишакам не хватит скорости их идеально использовать для прикрытия ударной авиации. В таком случае командование Вермахта само начнет заставлять истребители люфтваффе вступать в бои с ишаками. При этом ишак может только ограничено исполнять роль прикрытия, из-за малой дальности, и скорости ему тоже немного не помешает.
Истребители новых типов
С новыми истребителями особенно остро встаёт вопрос переучивания пилотов. Появляется новые самолеты, и вместе с тем вопрос — кто будет на них летать? Новые, мало что умеющие выпускники? Или опытные пилоты, которые в данный момент летают на старых версиях ишаков и чаек, кстати самих старых самолётов с каждым днём становится только меньше.
Часть пилотов придется переучивать. Как минимум командовать полком и эскадрильями должны опытные пилоты — истребители, как и командиры четвёрок. Да и освоение тактических маневров недавними выпускниками пойдет быстрее если их будут обучать опытные пилоты, даже если опыт они получили на другом истребителе.
Практически тебе особенности и у новых истребителей — по максимальной скорости они уступают мессерам, як по маневрам превосходит. Так или иначе сопровождая ударную авиацию они вынуждают немецкие истребители ввязываться в бой на своих условиях, а в бою они могут победить если не качеством самолёта, опытом пилотов и отличной организацией то банально числом. Идёт условное разделение обязанностей — старые истребители охраняют Илов на линии фронта и в ближнем тылу противника, а новые прикрывают пешек, залегающих поглубже. Здесь и далее разделение по целям между старыми и новыми истребителями не строгое, это только приоритет при распределении задач. Если самолёт рекомендован для второстепенных фронтов и округов, это не значит что нужно все машины этого класса отправить туда, ото значит что к осени все самолёты, не предназначенные для них отзываются и перебрасываются на основной фронт.
У новых истребителей больше дальность, и им легче сопровождать ударную авиацию на вылеты в ближний тыл противника. Больше крейсерская скорость, что способствует применению их в качестве разведчиков. Так же у них заметно выше максимальная скорость и лучше аэродинамика, что позволяет воспринимать их как неплохие истребители, если они получат превосходство в высоте над истребителями противника. Но есть нюанс — они не выдерживают больших скоростей, соответственно не могут развить большую скорость в пикировании. Так же благодаря достаточному вооружению они способны уверено догонять и сбивать все современные немецкие ударные самолёты и сражаться с истребителями противника, хотя в маневренном бою хуже чем старые истребители, так как не имеют принципиального преимущества в маневре.
Лучшим из них по совокупности характеристик можно считать Як-1 лучшим из тройки, в основном благодаря неплохой маневренности для скоростного моноплана, в пологом пикировании его скорость вполне сопоставима с современными ему стодевятыми, а в перспективе он превратится в примерный аналог и 16 (получит огромное преимущество в маневренности над курфюрстами и фокевульфами, но заметно отстанет от них в скорости). Но в отличие от и 16 як простой в пилотировании, что облегчит подготовку пилотов во время войны. Деревянная конструкция хоть и снижает характеристики но в условиях нехватки алюминия это вынужденное решение. Так же як имеет возможность установки мотор пушки, а это идеальная точка установки вооружения, хотя само вооружение довольно умеренное, слабее чем на пушечных ишаках, что несомненно шаг назад. Идеальная роль для яка — сопровождение дневной ударной авиации в тыл противника. Налет пешек на какой ни будь важный мост, рейд Илов или сушек по тыловым транспортным колоннам, и что особо важно — удары по аэродромам. В том числе с периодическим применением бомб в вылетах на сопровождение.
МиГ был неудачным самолётом, перетяжеленным, и смешанной конструкции, что для его роли было заметным просчетом. Так же у мига был довольно спорный выбор вооружения — у большинства самолётов небольшое количество пулеметов винтовочного и крупного калибра. Тем не менее сам самолёт имеет удачную концепцию — на высоте он превосходит в скорости немецкие истребители начального периода войны, даже после падения качества, а в пологом пикировании превосходство становится заметным, правда в более поздних модификациях миг стал все больше походить на Як-1, превращаясь в его ухудшению версию, так как по маневренности миг ему резко уступал, особенно на малых высотах. К тому же он явно отстал в скорости от немцев, особенно начиная с Густава.
Оптимальное применение для мигов — перехватчик в полках ПВО, высотный истребитель, в том числе для свободной охоты, и перехвата. Так же он мог бы использоваться для подавления аэродромов противника, особенно в самом начале войны.
Лаг самолёт очень неудачный. Его корпус из дельта древесины был устойчив к повреждениям но очень сильно утяжелил машину. Так же была проблема с немецкими комплектующими для производства дельтадревесины. На поздних сериях конструкторы пытались максимально облегчить самолёт, то частично снимая вооружение и топливные баки, и облегчая конструкцию крыла, что привело к падению предельной скорости при пикирования и сделали самолёт почти полным мусором в воздушном бою, так как маневренность у лага была плохая, а без пикирования скорость явно недостаточная. Справедливости ради улучшения привели к некоторому удешевлению самолёта, росту лтх.
Как истребитель лаг откровенно слаб, что либо противопоставить немецким истребителям он может только при численном преимуществе, или в лобовой. Даже превосходство в воздухе мало ему поможет. Однако в противостоянии с устаревшими самолётами он может себя показать, потому рекомендуется для вторичных фронтов и округов.
Тактика авиации в наступательной операции
Приведу пример действия авиации по моим тактикам, с взаимодействию разных типов самолетов друг с другом и с наземными войсками, а так же с постами ВНОС и орудиями ПВО. В пример приводится не характерная для первого периода войны оборонительная операция а наступательная, так как в атаке авиации действовать удобнее, и там все поддается плану. В оборонительной операции не получится раскрыть всех возможных взаимодействий, ну или придется заставлять немцев играть в поддавки. Это операция с примерной датой 41 – первая половина 42 года. Возможно это контрнаступление после осенней распутицы, возможно после весенней в 42. Или это весна – лето АИ41, где СССР намного лучше подготовился и смог быстро остановить первый порыв немцев – детали не важны, мы тут тактику разбираем, а остальное – просто пример.
Ночь, последние наземные войска стягиваются к месту прорыва. Тем временем над их головами пролетают Тб 7, бомбить несколько ЖД станций, на из ветке весит снабжение целой группы армий, там же расположены склады с топливом и боеприпасами, и на конечной станции как раз разгружается переброшенная с Франции пехотная дивизия. Среди сброшенных бомб ночных бомбардировщиков около половины были зажигательными, в том числе мобилизационные, собранные с отходов нефтепереработки, в основном состоящие из мазута, залитого в тонкостенную продолговатую цистерну, общим весом от 50 до 500 килограмм. Есть и около 10% (по весу) кассетных боеприпасов. Часть мелкокалиберных осколочных бомб установлены с таймером. Предполагается что некоторые бомбы взорвутся только в следующую ночь, мешая тушить пожары и восстанавливать станцию. С ними же по эскадрильи вылетел авиабатальон ночных разведчиков на базе сб, и начал мониторить все основные подъездные дороги и отслеживать перемещение резервов в тылу противника.
Немного позже, разбившись на эскадрильи вылетел полк ночных пе 2. За час до расцвета они, подвесив осветительные бомбы, разбомбят слабо прикрытые ПВО переправы через небольшую реку в немецком тылу. Теперь резервная моторизованная дивизия не успеет прийти на помощь атакованным частям вовремя, а в случае отступления немцам придется бросать все тяжёлое вооружение.
Тем временем легкобомбардировочная дивизия совершает серию налетов на войска противника, по заранее разведанным и переданным авиации целям. Немецкая пехота пытается защитится немногочисленной за, но ее по трассерам вычисляют корректировщики на аэростатах и подавляют и уничтожают арт-огнем. Немецкая артиллерия пытается начать контрбатарейную борьбу, но открывая огонь демаскирует свои позиции и становится целью для у2. Солдаты и офицеры противника не подозревают ничего, так как авиадивизия у 2 перемещается вдоль всего фронта группы армий, нанося беспокоящие удары при поддержке армейских артполка, уже пару дней они действуют в полосе обороны их корпуса, и сегодня их очередь принимать подарки с неба. Самолёты летают непрерывно, так как за ночь каждый самолёт успевает сделать несколько вылетов. Когда пришло сообщение об ударе по станциям все в штабе немецкой пд насторожились, а когда услышали бомбардировку переправ в ближнем тылу уверились — они — цель широкомасштабного наступления, под которое по сообщениям разведки советы стягивали резервы в район ответственности их армии, но было поздно. Резервная дивизия с Франции не успела, началась полноценная предутренняя артподготовка.
Ещё в предрассветной темноте начали взлетать штурмовики и их прикрытие, чтобы с первыми лучами солнца они уже весели над полем боя, туда же подтянулись авиакорректировщики на базе сб. С рассветом закончилась артподготовка и началась атака. Артиллерия перешла на огненный вал и подавление вскрывшихся огневых точек противника. Наступающая пехота вызывала поддержку авиации и артиллерии не столько по рациям и проводным линиям связи столько цветными дымами. Немцы пытались запутать летчиков и арткорректировщиков хаотичным разбрасыванием своих цветных дымов, но у них не было дымов нужных цветов в достаточном количестве, в ответ на ложные дымы пехота выпускала по цели сразу несколько цветных дымовых мин ротных и батальонных минометов. Все эти разборки касались в основном артиллеристов и штурмовиков ил 2.
В ето же время ишаки, чайки и лаги с ШАПов зависли над войсками противника, на глубину до 15км от линии фронта, и ждали. С переходом пехоты и бронетехники в наступление остатки артиллерии противника открыли огонь по наступающим в критический момент, когда пехота готовилась бросится на укрепления немцев. Пехотинцы оказались прижаты артиллерийским огнем. В этот момент лёгкие штурмовики и пикирующие бомбардировщики обрушились на вскрывшиеся батареи, заодно парализуя перебежки пехотных резервов по окопной сети. Они ловко уворачивалась от огня оставшихся зениток, и зениток, переброшенных с позиций соседней дивизии, а на сами зенитки корректировщики наводили артиллерию. Оборона противника была подавлена, артиллерия окончательно уничтожила в первые минуты наступления, а остатки пехоты прижаты огнем в окопах и зачищены.
С воздуха всю эту ударную авиацию прикрывали истребители. И 16 и небольшое количество чаек на высоте 1 километр над штурмовиками. Единовременно над полем боя висело не меньше 100 истребителей, они иногда менялись для пополнения топлива. Истребители прикрывали не отдельные самолёты или группы самолётов а сразу весь район БД. Над ними на высоте 8 и более район километров над уровнем моря патрулировали тот же район, разве что с большей свободой маневра.
Немецкие стодевятые и штуки столкнулись с трудностями ещё ночью, так как был совершен налет ночных бомбардировщиков, так же партизаны или диверсанты ночью подкрались к аэродрому и совершили артналет 82 мм минометами, но к утру, несмотря на небольшие потери, были готовы взлетать. Но в небе на них ждал неприятный сюрприз — над аэродромам весели миги. Они взлетели ещё затемно и висели над аэродромам или на маршрутах подлета, на большой высоте. Взлет штук пришлось отложить, а немецкие истребители начали очищать воздушное пространство. Не заблокированные аэродромы и истребители с соседних участков фронта отогнали миги, и дали возможность авиации взлететь, хотя ввиду срочности приходилось принимать бой, в условия советского превосходства в высоте, и ети бои были не в пользу люфтваффе.
Когда немецкие истребители подлетели к полю боя они увидели в первую очередь — полсотни истребителей новых типов, преимущественно яков. Они заняли высоту над полем боя, а немецкие асы отдавать высоту не привыкли. По началу они пытались растащить яков и прорываться четверками, парами или даже одиночными самолётами к ударной авиации. Упрощало задачу то, что летали яки в основном целыми эскадрильями и отогнать всех было практически невозможно. Но прорвавшиеся небольшие группы противника обычно ограничивались одним заходом на ишаков, после чего отступали. Ишаки в основном летали по краю боевой зоны растянутые в змейку. В случае атаки, а она обычно шла с боку змейки, и 16 отворачивал в противоположную атаке сторону и активно маневрируя уходил со снижением. В это время остальная часть змейки пристраивались для того, чтобы сесть не хвост немцу или обстрелять его. После длительного периода таких игр ударной авиации удалось выполнить свое задание, и она в основном улетела на аэродромы для техобслуживания и подзарядки, под прикрытием возвращающихся для дозаправки истребителей.
После прорыва наземными силами линии обороны количество ударных самолётов над полем боя резко сократится. Количество истребителей тоже сократится, поэтому они откажутся от патрулирования всего района а распределятся по эскадрильи ударных самолётов для непосредственного прикрытия в соотношении 1 к 1. При такой организации достать ударную авиацию на поле боя практически невозможно, все потери понесут истребители, и они будут не односторонними.
Пока немецкие истребители пытались набить немного фрагов на свой личный счёт а немецкая пехота проклинала своих летунов, штуки взлетали со своих аэродромов. Так как в воздухе было много советских истребителей им пришлось выделить солидный истребительный эскорт, что поставило в незавидное положение своих товарищей, пытающихся помешать советской ударной авиации. Тем не менее это позволило штукам долететь до своих целей. Несколько небольших групп пытались атаковать артиллерию РККА, пока она мешала с землёй окопы вместе с немцами, но наткнулись на сильную ПВО. Множество частей было сосредоточено в районе прорыва, в том числе артиллерийских, и соответственно плотность ПВО была очень солидной, вероятно также наступающие войска были усилены отдельными зенитными частями. Кроме зенитных автоматов и крупнокалиберных пулеметов стрелковых, артиллерийских и танковых частей там было несколько зенитных полков с 85 мм зенитными пушками, поэтому летать над советскими войсками на малых и средних высотах было самоубийством. Немецкие штуки с противотанковыми пушками и бронированные двухмоторный штурмовики оказались бесполезными и командование решило отправить их на второстепенные цели вне полосы наступления. Атаки штуками так же мало что дали, ввиду сильного зенитного огня ю 87 пришлось сбрасывать бомбы с высоты 3 и более километров, что сделало точность бомбометания недостаточной, но даже уничтожение отдельных орудий уже не могло решить исход наступления. К тому же между отбомбившимися штуками и их аэродромам оказывались советские истребители, и облетать их приходилось очень осторожно, часть самолётов сбросили бомбы и отвернули ещё над своей территорией, часть перехватили истребители. Часть штук пыталась атаковать колонны советских войск, спешащих к месту будущего прорыва фронта, но столкнулись с неожиданно большим количеством самоходных зениток на базе грузовиков, и хоть успехи их были больше а потери меньше чем у коллег, урон тоже не был значительным. Часть штук атаковали переправы в тылу наступающих советских войск. Там они столкнулись с увеличившимся количеством переправ. Многие дополнительные переправы были наведены в сотне метров от старых переправ и мостов, что позволяло увеличить пропускную способность, не растягивая зенитное прикрытие, а оно было намного сильнее чем обычно, казалось что все зенитки были стянуты для прикрытия наступления (что было недалеко от истины). Но урон наступлению несмотря на десяток уничтоженных и повреждённых переправ оказался почти нулевым — у каждой такой переправы были спрятаны понтонные парки. Было это недорого, так как основную часть стоимости понтонного парка составляет средство его передвижения, а сами на скорую руку вареные простые но грузоподъёмные лодки стоят не так уж и много. Кроме того активно использовались деревянные плоты сделанные на месте, плавучесть которых усилили пустыми бочками, очеретом и другими подручными средствами.
Так же штуки залетающие в глубь советской территории столкнулись с перехватами истребителей. В 30 километрах от центра прорыва с обеих флангов, на удалении 20 — 25 километров от линии фронта стояли по полку перехватчиков. Они были вооружены яками и вылетали только на перехват самолётов противника. Иногда их предупреждали небольшие группы охотников, что замечали большие группы самолётов, тогда перехватчики успевали взлететь и перехватить их. В случае если авиацию противника засекали при пересечении линии фронта перехватчики уже не успевали отразить налет, тогда они летели вдоль линии фронта, пока не окажутся между самолётами противника и их территорией, и уже оттуда преследовали их. Многие группы штук под прикрытием столкнулись в лоб с большой группой советских самолётов при возвращении и понесли большие потери.
Так же командование люфтваффе, под нажимом наземных муравьев из штаба группы армий и ОКХ, задумало дерзкую операцию — дневной налет на конечную железнодорожную станцию. Несколько десятков ю 88 под солидным прикрытием отправились на конечную ЖД станцию. Рядом был аэродром, и пара эскадрилий и 16 готовилась садится для дозаправки, но в воздухе они были перенаправлены для перехвата. К сожалению немецким истребителям удалось отвлечь их и дать своим бомбардировщикам нанести удар. В том районе находились так же склады, прямо на станции разгружали эшелон с боеприпасами, поэтому когда с пологого пикирования Юнкерсы сбросили почти 100 тон бомб станция была полностью разрушена. Но люфтваффе заплатило за этот успех большую цену. Из двух десятков месершмитов, прикрывавших бомбардировщики было сбито 12, и 3 списали по возвращению на аэродромы. Выжившие истребители ввиду повреждений, пробитых топливных баков и израсходования боекомплекта не смогли прикрывать свои бомбардировщики. Сами ю 88 потеряли треть самолётов уже над станцией. Оказалось, что на прикрытия станции был отправлен полк ПВО с тяжёлыми зенитками, и они открыли заградительный огонь по атакующим бомбардировщикам. Сорвать бомбардировку они не смогли, как и поколебать точность опытных пилотов люфтваффе с довоенной подготовкой, но смогли их потрепать, нанеся потери, и повредив часть самолетов. Но главной проблемой бомбардировщиков стали яки, возвращающиеся с патрулирования. С почти пустыми баками но зачастую полным боекомплектом они летели прямо на встречу группе бомбардировщиков без прикрытия. Ситуацию усугубляло то, что бомбардировщики не могли лететь по кратчайшему пути к своему аэродрому, так как на пути было поле боя и огромная истребительная группировка над ним. Им приходилось ее облетать по советской территории, при этом истребители, которых скоро пришлось бы отправлять на дозаправку выслали на перехват группировки. Опытные немецкие экипажи сбились в плотный строй и пытались огнем борт стрелков отражать налеты советских истребителей, но оборонительные турели были слабы, немецкая ударная авиация в воздушном бою была почти беззащитна и полагалась на истребителей и господство в воздухе, а лишившись его несла огромные потери. Только 5 поведенным машинам удалось кое как дотянуть до аэродромов, большинство машин было сбито над советской территорией и для половины экипажей война в тот день была окончена.
В то же время штафель штук под прикрытием двенадцати месершмитов атаковал перегон, ведущий из советского тыла к передовой станции. Сами пути были плотно набиты эшелонами. Немецкие бомбардировщики перебили пути одной метко сброшенной бомбой, и тем самым вызвали пробку, и нанесли удар по ней. Девять штук не потеряв от зенитного огня ни одной машины смогли уничтожить три эшелона с горючим и боеприпасами, вторичными детонация и уничтожили несколько километров ЖД пути. Предотвратить такое избиение поездов не было сил — все свободные истребители были связаны боем с бомбардировщиками, атаковавшими станцию и их прикрытием. Зато на обратном пути их перехватила как раз группировка истребителей, смявшая истребительное прикрытие ю 88, пополненная новыми машинами. Все штуки были сбиты, но 8 истребителям удалось уйти, так как они вовремя бросили своих подопечных. При этом был потерян только один И-16, от случайной пули борт стрелка штуки в голову пилота.
После прорыва линии фронта пехота развернулась и атаковала немецкую пехоту во фланг и тыл, при той же поддержке артиллерии и танков. Основной удар пришелся на дивизии припертые к реке, фактически теперь они находились на большом плацдарме без снабжения и стремительно откатывались. Кавалерия частично переправилась и начала продвигается вдоль реки, формируя кольцо намечающегося окружения. А танковые корпуса, прикрыв фланги мотопехотой, устремились через реку в тыл противника. Истребители-бомбардировщики и илы сосредоточились на немецкой пехоте, работая в связке с артиллерией РГК, сама артиллерия постепенно перебрасывалась на фланг. Постоянные атаки не давали немцам организовано отступить. Пешки работали в основном по заявкам танкистов и помогали им громить очаги сопротивления, выполняя функцию мобильной осадной артиллерии.
В воздухе резко активизировались истребители люфтваффе, пытаясь вставать отдельные группы советских самолётов. Основная часть схваток происходила с и 16, осуществляющими близкое прикрытие ударной авиации, иногда ассам Геринга удавалось добраться и до Илов с сушками. Командование советских ВВС ответило отправкой групп самолётов новых типов на свободную охоту.
Часть эскадрилий летала над полем боя. Они патрулировали в основном западнее района действия своей ударной авиации и ждали что немецкие истребители спустятся вниз для атаки ударной авиации и их прикрытия, чтобы отрезав месеров от своих аэродромов атаковать уже их с высоты, ведь имея преимущество в энергии они заметно превосходили немцев. Правда если они активными маневрами сбросят свою энергию в вираже то резко потеряют в эффективности, но к этому моменту к месту боя подтянутся уже и ишаки, и зададут уверенное преимущество в численности и маневре. Однако иногда, благодаря успешному маневрированию им удавалось совершать безнаказанные налеты, но большинство заканчивались уклонением ишака. Ета тактика была похожа на тактику с начала боя, только вместо почти сплошного кольца была явная разбивка на отряды и защита в основном западной стороны. При попытке немцев атаковать с запада ловушка отлично захлопывалась, при атаке с севера или юга уходящие на снижение истребители вынуждены были улетать вдоль набитой зенитками линии фронта, что приводило к большим потерям, к тому же на севере и юге находились истребительные аэродромы, с которых могло вылететь подкрепление и взять немцев в 2 огня. А при отходе на восток сбросивший высоту немцы пролетали прямо под основной магистралью советских истребителей с не иллюзорными шансами попасть в 2 огня.
Свободные охотники продолжали выслеживать беззащитные цели. То подбитый мессершмит без БК, то одиночная штука, отставшая от своего строя. Их в свою очередь пытались перехватывать немецкие охотники, от чего в воздухе вспыхивали ожесточенные дуэли асов, и в этих боях проявлялись преимущества немецких самолётов в ттх, в бою профессионалов не встречалось глупых ошибок и советским пилотам иногда не давали ни единого шанса. Но немцев было немного, так как всем нашлись другие задания.
Страдала от советских охотников и транспортная авиация люфтваффе. С началом операции ударная и истребительная авиация, а вслед за ней потянулись и транспортники с персоналом, запчастями, горючим и боекомплектом. Вот их с лёгкостью и перехватывали охотники, как медленную, неповоротливую, большую и почти беззащитную мишень. Ясная погода не давала шансов транспортникам спрятаться, свои истребители расхватали по боевым вылетам, а других мер защиты у них не было.
Заканчивался день. У немцев были значительные потери среди бомбардировщиков, транспортников и умеренные среди истребителей и бомбардировщиков, в то время как в СССР были значительные потери среди истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. Советская авиация принесла значительные тактические и стратегические успехи, как и немецкая, особенно в стратегическом плане, понеся при этом значительные потери. Но советская авиация сыграла важную роль в операции, в то время как немецкая авиация не смогла заметно повлиять на исход сражения. Советские истребители понесли потери больше, но уничтожили более опытных пилотов, а главное – позволили остальной советской авиации достигнуть своих целей фактически захватив господство в воздухе на ключевом участке фронта. При следовании подобному шаблону операций Советская авиация будет нести потери немного больше чем немецкая но позволит со временем перемолоть люфтваффе и будет способствовать победам на земле.