Невзлетевший предок Eurofighter Typhoon. Проект многоцелевого истребителя British Aerospace P.96F. Великобритания
История авиации полна интересных, порой трагических, страниц. Разработка новых летательных аппаратов – это всегда сложный и тернистый путь, усеянный неудачами, компромиссами и неожиданными открытиями. Зачастую, модели, так и не поднявшиеся в небо в серийном исполнении, становятся важными вехами, предтечами более успешных проектов. Именно к таким, безусловно, относится и самолет, о котором пойдет речь. Машина, амбициозно задуманная как передовой истребитель для Королевских ВВС, но так и не реализованная в полной мере, стала одним из ключевых шагов на пути к созданию знаменитого Eurofighter Typhoon.
British Aerospace P.96 представляет собой проект одноместного двухмоторного истребителя со стреловидным крылом, обычным стреловидным хвостовым оперением, закругленными воздухозаборниками, расположенными под наплывами корневых частей крыла, и трехопорным убирающимся шасси.
Еще в конце 1960-х годов командование Королевских ВВС начало разрабатывать планы замены авиапарка новыми боевыми самолетами. В это время в Соединенных Штатах вовсю шли работы по созданию тяжелых истребителей F-15 и легких истребителей F-16, а в Советском Союзе приступали к разработке их оппонентов – Су-27 и МиГ-29. В 1969 году штаб королевских ВВС выпустил спецификацию AST396 (Air Staff Target #396 – задание штаба военно-воздушных сил №396), а затем в 1972 году спецификацию AST403 с обновленными требованиями. В ответна эти спецификации различные британские авиастроительные компании представили около тридцати проектов, среди которых был проект P.96 компании BAC (British Aircraft Corporation), первые проработки по которому были начаты в 1977 году и который был представлен несколькими годами позже.
P.96F, являвшийся завершающей стадией проекта, представлял собой относительно классический двухмоторный самолет. Высокорасположенное крыло имело ярко выраженную стреловидность и установленные на законцовках узлы подвески ракет «воздух-воздух» малой дальности. Крупные закругленные наплывы в корневых частях крыла должны были улучшить маневренность на малых скоростях и сократить длины разбега и пробега. Под корневыми частями крыла были размещены воздухозаборники округлой формы. Силовая установка состояла из размещенных бок о бок двух турбореактивных двигателей. Киль, как и горизонтальное оперение, было стреловидным. Над фюзеляжем были установлены два воздушных тормоза. Шасси самолета трехопорное с немного смещенной влево носовой стойкой, которая убирается поворотом вперед под кабину пилота. Основные стойки шасси расположены по бортам фюзеляжа и убираются в фюзеляж поворотом вперед.
В носовой части самолета могла быть установлена радиолокационная станция обнаружения и перехвата, возможно, Blue Fox. Для борьбы с воздушными целями самолет может нести две ракеты малой дальности AIM-9 Sidewinder, размещенные на законцовках крыла, и ракет средней дальности AIM-7 Sparrow или разрабатывавшихся на момент разработки ракет BAe Skyflash. В корневой части правой консоли крыла установлена пушка. Сбрасываемые топливные баки и различная бомбовая нагрузка может быть подвешена на нескольких подкрыльевых и подфюзеляжных узлах. Если бы старт программе был бы дан в середине 1980-го года, то первый полет состоялся бы в августе 1983 года.
Когда компания British Aerospace, которая пришла на смену BAC, представила свой проект P.96F, ответственные лица в Королевских ВВС и министерстве авиации были полностью удовлетворены предложенной разработкой. С другой стороны, лидеры британской промышленности и производители авиационной техники скептически отнеслись к проекту из-за его сходства с палубным истребителем McDonnell Douglas F/A-18 Hornet. Последний был в той же весовой категории, что и P.96F, и будет иметь явное экспортное преимущество, поскольку будет запущен в серийное производство значительно раньше британского самолета. Таким образом, проект P.96F был отклонен, тем более что были предложены другие проекты.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: British Aerospace P.96F
Назначение: многоцелевой истребитель
Статус: проект
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: два турбореактивных двигателя Turbo-Union RB.199 с тягой по 4077 кгс на максимальном режиме и по 7543 кгс на форсажном режиме
Размеры:
размах крыла 11,2 м
длина 14,4 м
высота 4,6 м
площадь крыла 38 м²
Масса:
нормальная взлетная 14100 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость М=2,0
источник: https://aviationsmilitaires.net/v3/kb/aircraft/show/1267/bae-p96
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-mnogocelevogo-istrebitelya-british-aerospace-p96f