Незаметные герои Первой Мировой. Поплавковые гидросамолеты-истребители Hanriot H.D.2. Франция
Истребители Hanriot H.D.2 (как с поплавковым шасси, так с колесным) были незаметны на фоне выпускавшихся тысячами «ньюпоров» и «спадов», но тем не менее они выпускались серийно и внесли свой вклад в победу союзников в Первой Мировой войне. Компания Aeroplanes Hanriot & Cie (Hanriot), принадлежавшая Рене Анрио и его компаньонам, изготовила свой первый самолет, прототип истребителя H.D.1, в 1916 году. Самолет был разработан конструктором Пьером Дюпоном (Pierre Dupont), фамилия которого была представлена в обозначении типа самолета. Биплан H.D.1 был оснащен девятицилиндровым ротативным двигателем Rhône 9Jb мощностью 120 л.с. (88 кВт). Таким же двигателем оснащались истребители Nieuport 16 и 17, которые уже находились в серийном производстве. По этой причине H.D.1 не был принят на вооружение французской военной авиации (Aviation Militaire). Однако он успешно применялся в составе бельгийских, швейцарских и особенно широко итальянских военно-воздушных сил.
Компания Hanriot продолжила работы над машиной. Вместо колесной ходовой части были заменены на два основных цельнодеревянных поплавка, установленных на системе металлических стоек, и небольшой поплавок, расположенный под задней частью фюзеляжа. В остальном новый самолет, получивший обозначение H.D.2, почти не отличался от H.D.1. Силовой набор имел деревянную конструкцию за исключением передней части фюзеляжа и преимущественно полотняную обшивку. Первоначально силовая установка состояла из одного двигателя Le Rhône 9Jb. Вооружение было изменено: вместо одного синхронизированного 7,7-мм пулемета Vickers, которым был оснащен H.D.1, новая машина получила два таких пулемета, расположенных довольно далеко друг от друга в передней части фюзеляжа перед кабиной пилота и, естественно, синхронизированных.
Поплавковый истребитель привлек внимание командования французской морской авиации (Aviation Maritime) и прошел тщательные испытания. По всей видимости в целях сравнения командованием морской авиации было заказано изготовление прототипа с одиночным центральным поплавком и двумя подкрыльевыми стабилизирующими поплавками. Этот прототип прошел испытания, но их результаты не удовлетворили заказчиков. Третий прототип H.D.2 получил удлиненным основные поплавки для улучшения устойчивости на водной поверхности. Также были увеличены площади киля и руля направления.
Результаты испытаний соответствовали требованиям командования морской авиации и поплавковый гидросамолет-истребитель H.D.2 был запущен в серийное производство, которое не было крупномасштабным. Известно лишь, что с января по октябрь 1917 года компания Hanriot смогла поставить заказчику лишь 17 гидросамолетов H.D.2. Машины были приписаны к военно-морской базе в Дюнкерке для защиты от немецких истребителей действовавших оттуда летающих лодок союзников. Подавляющее большинство серийных истребителей H.D.2, в том числе и тех, которые впоследствии получили колесное шасси, вместо двигателя Le Rhône 9Jb оснащалось более мощным 130-сильным (96 кВт) ротативным двигателем Clerget 9B.
Французской морской авиацией помимо поплавковых истребителей H.D.2 также использовались машины с колесным шасси (модифицированные таким образом самолеты имели вертикальное оперение, аналогичное оперению H.D.1, т.е. без подфюзеляжного киля и без увеличенного вниз руля направления). Не исключено, что такая модификация получила обозначение H.D.2C.
Отдельные самолеты использовались во время экспериментов по взлету с платформы, установленной на верхней носовой башне линкора «Париж». Морской летчик лейтенант Поль Тест совершил взлет с аналогичной платформы, установленной на территории военно-морской базы Сен-Рафаэль. Во время испытаний его самолет был оснащен двигателем Le Rhône 9Jb. После двадцати тестовых взлетов 26 октября 1918 года состоялся успешный взлет с платформы линкора «Париж». Затем пилот приземлился в Тулоне. Однако вторая попытка взлета была не столь успешной: самолет мог успешно подняться в воздух только при движении против ветра на скорости, близкой к скорости отрыва самолета от взлетной полосы. Во время второй попытки условия не были выполнены (неизвестно, то ли ветер был слишком слабым, то ли «Париж» шел медленнее), и H.D.2 не смог набрать высоту и, не имея достаточного запаса подъемной силы, рухнул в море. Пилоту удалось спастись и не получить увечий. Позднее летчики эскадрильи C.10 также отрабатывали посадку на модифицированную платформу на линкоре «Париж»: после крутого снижения самолеты зацеплялись за посадочный гак.
Тем временем война шла и производство поплавковых гидросамолетов-истребителей Hanriot H.D.2 продолжалось. Общее количество изготовленных машин неизвестно, но, вероятно, не слишком сильно превышало 100 экземпляров. В конце 1918 года 30 гидросамолетов были отправлены на базу Сен-Рафаэль. Там на базе поплавковое шасси было снято и заменено на колесное шасси с хвостовым костылем. После дальнейших доработок в 1919 году самолеты были переданы во вновь сформированную эскадрилью AC.1. В составе этой эскадрильи истребители Hanriot H.D.2 надежно прослужили до 1925 года, когда были сменены на истребители Gourdou-Leseurre G. I.22.
В 1920-х годах истребители Hanriot H.D.2 с колесным шасси в экспериментальном порядке эксплуатировались с недостроенного линкора «Беарн», переоборудованного в авианосец. Тот факт, что истребители H.D.2 не вошли в состав авиагруппы авианосца «Беарн» свидетельствует было вызвано слишком «темпераментными» двигателями Clerget 9B.
Также следует сказать об использовании H.D.2 иностранными военными. В годы первой мировой войны ВМС США решили закупить у французского правительства 26 гидросамолетов-истребителей H.D.2 для своих подразделений, базировавшихся в Дюнкерке. Задачей американских H.D.2 должно было стать сопровождение летающих лодок Donnet-Denhaut с амриканскими экипажами над «оживленными» водами Ла-Манша. До конца войны американские «анрио» совершили почти 500 боевых вылетов, но ни разу не столкнулись с немецкими самолетами. После окончания войны американцы увезли в США десять истребителей H.D.2. В Соединенных Штатах поплавки были демонтированы и было установлено колесное шасси, совмещенное с «водяными крыльями» и дополненное надувными мешками плавучести (на случай вынужденной посадки на водную поверхность). Разумеется, доработке также подверглось вертикальное оперение. Первоначально модифицированные подобным образом истребители использовались для подготовки летчиков-истребителей морской авиации. Затем был разработан американский аналог французского метода взлета с площадок на башнях линкоров. Так, например, в августе 1919 года американские Hanriot H.D.2 выполняли взлеты с башни линкора «Миссисипи».
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Hanriot H.D.2 [H.D.2С] [1]
Назначение: поплавковый гидросамолет-истребитель
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Aeroplanes Hanriot & Cie, Каррьер-сюр-Сен
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один девятицилиндровый ротативный двигатель Clerget 9B, развивавший мощность 130 л.с. (96 кВт)
Размеры:
размах крыльев 8,70 м
длина 7,00 м [5,94 м]
высота 3,10 м [2,59 м]
площадь крыльев 18,20 м²
Масса:
пустого самолета 495 кг [–]
взлетная 723 кг [–]
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 182 км/ч [180 км/ч]
время набора высоты 2000 метров 6,5 мин [–]
практический потолок 4800 м [–]
дальность полета 300 км [–]
[1] здесь и далее в квадратных скобках приведены данные истребителя с колесным шасси H.D.2С
источник: Text: Jiří Hornát, Výkres: Petr Kolmann «Letadla 14-18: Hanriot H.D.2» «Letectví + kosmonautika» 1998-18, str.63/1511, 1998-24, str.66-67/1930-1931
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-poplavkovye-gidrosamolety-istrebiteli-hanriot-hd2-franciya