Первые американские боевые самолёты. Поплавковые гидросамолеты-истребители Curtiss HA (Model 16). США

17

Первые американские боевые самолёты. Поплавковые гидросамолеты-истребители Curtiss HA (Model 16). США

Только с прибытием первых частей в Европу американцы, данном случае военнослужащие авиакорпуса, осознали огромную разницу в технологиях и эффективности боевых самолетов, изготовленных европейскими компаниями и компаниями на американском континенте. Не то чтобы американские авиастроители не создавали боевые самолеты, но отсутствие непосредственного контакта с опытом военного времени и довольно ограниченное количество способных технических специалистов с международными связями (поэтому некоторые авиастроительные компании нанимали конструкторов из Европы) привели к относительно большому количеству разработанных и протестированных машин, но лишь немногие из них смогли хотя бы сравниться с британскими, французскими и, конечно же, немецкими боевыми самолетами.

В годы Первой Мировой войны с Соединенных Штатах было создано несколько типов самолетов, которые использовались в учебных и боевых целях, но их было немного. Среди наиболее известных были машины крупнейшей на то время американской авиастроительной и моторостроительной компании Curtiss Aeroplane and Motors Corporation (Curtiss): учебные самолеты JN (прозвище Jenny) и в первую очередь успешные летающие лодки серии H (они отлично зарекомендовали себя в составе авиации Королевского флота, и выпускались в Великобритании как по лицензии, так и модифицированные в Британии варианты). Вступление Соединенных Штатов в войну в апреле 1917 года означало не только упомянутое выше горькое осознание несоответствия отечественной авиационной техники, но и, с другой стороны, оказало положительное влияние на американские авиастроительные компании, которые, приложив значительные усилия и финансовые ресурсы, попытались при поддержке государства в кратчайшие сроки ликвидировать это отставание.

Среди американских авиастроительных компаний, обладавших достаточными средствами на одновременное ведение работ по нескольким дорогостоящим программам, была упомянутая выше компания Curtiss со штаб-квартирой в Хаммондспорте, штат Нью-Йорк, и рядом филиалов. Эта компания была основана в 1901 году Гленном Хэммондом Кертиссом, вторым по значимости после братьев Райт американским пионером авиации, однако в самом начале деятельности его компания занималась производством не самолетов, другой, более желательной для потребителей техники, – велосипедов. В середине 1917 года дислоцированные в Европе авиаторы ВМС США столкнулись с постоянной нехваткой мощных истребителей. Хотя французские и британские машины их устраивали, но их было мало и к тому же, они вызывали у американцев чувство неполноценности. Им приходилось воевать на чужих машинах, что задевало патриотические чувства американских морских летчиков.

Недостаточное вооружение, отсутствие опыта и пробелы в подготовке особенно проявились во время воздушных боев в проливе Ла-Манш в районе оккупированного немцами Дюнкерка – зоны ответственности морских частей американского экспедиционного корпуса. Противником американцев была авиация императорского флота Германии, которая базировалась в Дюнкерке и серьезно нарушала судоходство союзников. Это стало причиной объявления министром ВМС США конкурса на американский поплавковый гидросамолет-истребитель с высокими характеристиками, который вскоре получил прозвище «Дюнкеркский истребитель» (Dunkirk Fighter). Компания Curtiss стала первой и фактически единственной, которая те только откликнулась на требования спецификации, но и представила проект не собственных конструкторов, а капитана КМП США Б. Л. Смита (B. L. Smith). В декабре 1917 года руководство компании Curtiss поручило своему филиалу Curtiss Engineering Corporation, Гарден-Сити, штат Нью-Йорк. Изготовление прототипа, который получил два внутрифирменных обозначения: Model HA (позднее это обозначение приняли американские военные) и Model 16.

Гидросамолет Model HA имел обычную для того времени цельнодеревянную конструкцию с полотняной обшивкой крыльев и задней части фюзеляжа. Однако пропорции и формы гидросамолета уже отличались от принятых в то время. Вместо более традиционного для поплавковых гидросамолетов Первой Мировой войны двухпоплавкового шасси Model HA получил шасси, состоявшее из одного крупного центрального поплавка с обшивкой и из красного дерева, и установленных под нижним крылом вспомогательных поплавков, изготовленных из тих же материалов. Фюзеляж самолета с тандемным размещением кабин пилота и стрелка был громоздким с крупной носовой частью, в которой под капотом был «спрятан» лучший американский двигатель того времени – 12-цилиндровый V-образный рядный двигатель Liberty 12 с взлетной мощностью 360 л.с. (265 кВт) и общим рабочим объемом 27 литров. Сотовый радиатор был расположен над двигателем непосредственно за воздушным винтом, но из-за значительного лобового сопротивления, небольшой поверхности охлаждения и ограничения обзора вперед на втором и последующих экземплярах был заменен на лобовой радиатор «автомобильного» типа.

первый экземпляр поплавкового гидросамолета-истребителя Curtiss HA в своем первоначальном виде. Снимок airwar.ru

первый экземпляр поплавкового гидросамолета-истребителя Curtiss HA в своем первоначальном виде. Снимок airwar.ru

Изготовление первого прототипа гидросамолета с серийным (регистрационным) номером A2278 было завершено 21 марта 1918 года. Машина с первого взгляда привлекла внимание необычной компоновкой двухстоечной бипланной коробки. Консоли верхнего крыла были прикреплены непосредственно к фюзеляжу и имели положительный угол поперечного V, в то время как консоли нижнего крыла были прикреплены к нижней части фюзеляжа и имели отрицательный угол поперечного V. Элероны, имевшие весовую балансировку, были установлены только на верхнем крыле. Однако первый прототип оказался не очень удачным: положение центра тяжести было определено неправильно, и машина со значительно смещенной назад центровкой после отрыва от водной поверхности оказалась практически неуправляемой. Летчик-испытатель Роланд Рольфс (Roland Rohlfs) с трудом посадим гидросамолет, после чего первый прототип был отправлен на завод-изготовитель для доработок. Крылья были перенесены примерно на 300 мм назад и было установлено новое вертикальное оперение больших размеров со вспомогательным подфюзеляжными килем и рулем направлением. Следующий полет, в кабине пилота вновь сидел Роланд Рольфс, состоялся через несколько дней. Вместе с Рольфсом в воздух поднялся конструктор компании Curtiss Джо Мид (Joe Meade). Вероятно, Джо Мид пережил незабываемые впечатления: после семи минут полета двигатель Liberty начал перегреваться и наконец загорелся. Последовала еще одна аварийная посадка, на этот раз с горящим самолетом. Летчики были спасены, пылающий гидросамолет затонул.

схема опытного поплавкового гидросамолета Curtiss HA-1

схема опытного поплавкового гидросамолета Curtiss HA-1

поплавковый гидросамолет-истребитель Curtiss HA-1. Снимок airwar.ru

поплавковый гидросамолет-истребитель Curtiss HA-1. Снимок airwar.ru

во время испытаний фюзеляж, подфюзеляжный киль и поплавки прототипа поплавкового гидросамолета-истребителя Curtiss HA-1 были окрашены серый цвет, крылья, горизонтальное оперение и верхняя часть киля остались в цвете полотна, обработанного бесцветным лаком. Межкрыльевые стойки сохранили цвет красного дерева

во время испытаний фюзеляж, подфюзеляжный киль и поплавки прототипа поплавкового гидросамолета-истребителя Curtiss HA-1 были окрашены серый цвет, крылья, горизонтальное оперение и верхняя часть киля остались в цвете полотна, обработанного бесцветным лаком. Межкрыльевые стойки сохранили цвет красного дерева

Несмотря на неудачу первого прототипа ВМС США заказали у компании Curtiss еще два гидросамолета HA-1, которым были присвоены серийные номера A4110 и A4111. Первый из них получил еще более увеличенное хвостовое оперение, лобовой радиатор и усовершенствованную капотировку двигателя. Были испытаны деревянные двухлопастные и четырехлопастные воздушные винты, в металлических листах капота двигателя появились дополнительные вентиляционные отверстия, выхлопные патрубки получили новое расположение. Компанией Curtiss были проведены испытания модели гидросамолета HA-1 в аэродинамической трубе. Но даже первый HA-1 не избежал аварии – снова загорелся двигатель, за которым последовала гибель гидросамолета. Роланд Рольфс, уже привыкший к несчастным случаям, в этом случае тоже остался невредимым. Перед завершением изготовления второго экземпляра HA-1 конструкторы существенно доработали планер и капотировку двигателя, в результате чего машина получила новое обозначение HA-2. Установленное выше верхнее крыло соединялось с фюзеляжем центропланными стойками, площадь лобового радиатора вновь была увеличена, а двигатель получил новый деревянный трехлопастный винт. Предполагалось, что он будет вооружен двумя синхронизированными пулеметами (американскими Marlin или британскими Vickers), из которых должен был стрелять пилот, и двух подвижных пулеметов (британские Lewis) в кабине стрелка-наблюдателя. Однако еще до первого полета гидросамолета-истребителя HA-2 Германия подписала перемирие, и Dunkirk Fighter стал больше не нужен. ВМС США больше не стали заказывать гидросамолеты HA-2 – на программу Dunkirk Fighter и так было потрачено слишком много денег налогоплательщиков. После окончания войны единственный оставшийся HA-2 остался на балансе ВМС США, и морские летчики приняли участие в нескольких популярных гонках, в том числе и гонки гидросамолетов на приз компании Curtiss (Curtiss Marine Trophy Race).

значительно улучшенный поплавковый гидросамолет-истребитель Curtiss HA-2. Снимок airwar.ru

значительно улучшенный поплавковый гидросамолет-истребитель Curtiss HA-2. Снимок airwar.ru

В 1919 году компания Curtiss изготовила гражданский вариант HA-1 с колесным шасси; машина предназначалась для перевозки почты. В конечном итоге компания Curtiss смогла продать три сильно модифицированных самолета Почтовой службе США.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Curtiss HA-1

Назначение: поплавковый гидросамолет-истребитель

Статус: прототип

Компания-производитель: Curtiss Aeroplane and Motors Corporation, Хаммондспорт, Гарден-Сити, штат Нью-Йорк

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Liberty 12 с взлетной мощностью 360 л.с. (265 кВт) и общим рабочим объемом 27 литров

Размеры:

размах крыльев 10,97 (12,80) м
длина 9.37 м
высота 3,22 (3,47) м
площадь крыльев 35,95 (45,52) м²

Масса:

пустого самолета 1110 (1336) кг
взлетная 1634 (1772) кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 203 (190) км/ч
практический потолок 5800 (6000) м
продолжительность полета 2,5 часа

Количество изготовленных: 3 экземпляра (HA, HA-1 a HA-2)

Примечание: в скобках приведены данные HA-2

ПРИЛОЖЕНИЕ

Более подробную информацию о поплавковом гидросамолете-истребителе Curtiss HA можно прочитать здесь:

75-дневный истребитель. Двухместный гидросамолет-истребитель Curtiss HA Dunkirk Fighter. США

источник: Text: Miroslav Balous, Výkres: Petr Kolmann «Letadla 14-18: Curtiss HA (Model 16)» «Letectví + kosmonautika» 2011-09, str.32-33

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-poplavkovye-gidrosamolety-istrebiteli-curtiss-ha-model-16

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account