Фокке-Вульф по-британски. Опытные истребители Hawker Fury

19
Опытные истребители Hawker Fury. Великобритания

Опытные истребители Hawker Fury. Великобритания

В середине Второй Мировой войны масса и техническая сложность одномоторных истребителей большинства противоборствующих сторон стали неестественно увеличиваться. Разумеется, были исключения, которые лишь подтверждали правило, ярким представителем которого был британский истребитель Hawker Fury. С одной стороны, у таких машин были увеличены летные характеристики в частности скорость и стало более мощным вооружение, но с другой стороны, самые необходимые характеристики истребителя для маневренного боя на всех высотах, в горизонтальной и вертикальной плоскостях уменьшились, снизились скороподъемность, ускорение, поворотливость относительно всех трех осей, легкость управления и т.д.. Так, например, созданный в 1943 году одноместный одномоторный истребитель Hawker Tempest Mk.V имел максимальную взлетную массу 13500 фунтов (6129 кг), в то время как двухмоторный трехместный средний бомбардировщик Bristol Blenheim Mk.I (1939 год) имел взлетную массу на тысячу фунтов меньше (5675 кг)! Когда в боевых действиях приняли участие первые реактивные истребители, они рассматривались штабами ВВС в качестве замены тяжелых поршневых истребителей, в то время как более легкие высокоманевренные поршневые истребители должны были и дальше занимать прочное место в составе военно-воздушных сил стран, о чем свидетельствовали выдаваемые авиастроителям новые спецификации.

Фактически работы над истребителем Hawker Fury были начаты еще в июле 1942 года. Двадцать третьего числа этого месяца неподалеку от деревни Пембри (Pembrey), графство Кармартеншир, Уэльс, на новейшем истребителе Focke-Wulf Fw 190 A-3 приземлился пилот «люфтваффе» Арним Фабер (Arnim Faber). Ознакомившись с «фокке-вульфом» командование Королевских ВВС получило представление об иной философии мощного поршневого истребителя, в котором основной упор был сделан на достижение как можно более высокого отношения установленной мощности двигателя к полетной массе самолета. Вскоре после этого министерство авиации выпустило спецификацию F.6/42, которая требовала создания одномоторного поршневого истребителя аналогичной концепции и которая была передана компании Hawker Aircraft, Ltd. (Hawker). По стечению обстоятельств, а также благодаря новому 18-цилиндровому двигателю воздушного охлаждения с гильзовым газораспределением Bristol Centaurus (в категории 2400 л.с. [1764 кВт]), инженеры компании Hawker под руководством главного конструктора Сидни Кэмма работали над проектом «легкий истребитель «Буря» с двигателем Кентавр» («Tempest Light Fighter (Centaurus)»).

До января 1943 года группа разработчиков пыталась адаптировать проект к указанным выше спецификациям, но Министерство авиации пошло навстречу компании Hawker и облегчило ее работу, выпустив новую спецификацию F.2/43. В апреле она была дополнена новой спецификацией N.7/43, требовавшей создания палубной версии истребителя. Сидней Кэмм совершенно справедливо заключил, что с улучшенным двигателем Centaurus компании удастся заполнить все пункты требований обеих спецификаций с помощью одного общего планера. С самого начала была запланирована диверсификация производства – вариант наземного базирования для Королевских ВВС должна была изготавливать компания Hawker, в то время как модификация для авиации Королевского флота (Fleet Air Arm) – расположенный в Вулверхэмптоне (Wolwerhampton) завод компании Boulton Paul.

схема опытного истребителя Hawker Fury

схема опытного истребителя Hawker Fury

Спроектированная машина вскоре получила наименование Fury (ярость) и стала вторым истребителем компании Hawker с таким названием (первый был довоенным бипланом). Хотя формы истребителя Hawker Fury не сильно отличались от истребителя Tempest (особенно от версии Mk.II с двигателем Centaurus), конструктивно он был другим. Фюзеляж по всей своей длине был монококовым (от первоначальной ферменной конструкции передней части фюзеляжа отказались), крыло было аналогично крылу истребителя Tempest, но было облегчено с сохранением вооружения (в каждой консоли по две 20-мм пушки с укороченными стволами Hispano Mk.V с боезапасом по 145 снарядов на ствол); под каждой консолью крыла был размещен держатель для подвески бомб или топливных баков. Вертикальное оперение приобрело новую форму, длина задней части фюзеляжа (вместе с кабиной пилота) была увеличена. Размах крыла уменьшился, а длина самолета стала немного больше.

В декабре 1943 года было заказано шесть опытных образцов и был составлен предварительный план первых 200 истребителей для Королевских ВВС и такого же количества самолетов для авиации Королевского флота (согласно измененной спецификации N.22/43), из которых сто должны были быть собраны компанией Boulton Paul. Поскольку выбранная версия двигателя Centaurus еще не была сертифицирована, два прототипа должны были быть оснащены имевшими эквивалентную мощность 12-цилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения Rolls-Royce Griffon 85 и двумя воздушными винтами противоположных направлений вращения: два от Centaurus XXII и один от Centaurus XII. Оставшийся планер должен был использоваться для нелетных испытаний. Позже было решено, что два прототипа будут достроены в варианте палубного истребителя.

первый прототип легкого истребителя Hawker Fury (NX798) как и другие прототипы самолетов наземного базирования Королевских ВВС, имел верхние и боковые поверхности выкрашенными в темно-зеленый (Dark Green) и серо-голубой цвета (Ocean Grey). Нижние поверхности крыла, хвостового оперения и фюзеляжа были выкрашены в желтый цвет (Yellow). Обтекатель втулки воздушного винта был выкрашен в черный цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа. Вписанная в тонкий круг литера P нанесена на борта фюзеляжа между опознавательным знаком и военным номером

первый прототип легкого истребителя Hawker Fury (NX798) как и другие прототипы самолетов наземного базирования Королевских ВВС, имел верхние и боковые поверхности выкрашенными в темно-зеленый (Dark Green) и серо-голубой цвета (Ocean Grey). Нижние поверхности крыла, хвостового оперения и фюзеляжа были выкрашены в желтый цвет (Yellow). Обтекатель втулки воздушного винта был выкрашен в черный цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа. Вписанная в тонкий круг литера P нанесена на борта фюзеляжа между опознавательным знаком и военным номером

Первый прототип истребителя Hawker Fury, оснащенный двигателем Centaurus XII с четырехлопастным воздушным винтом Rotol и получивший военный номер NX798, совершил свой первый полет 1 сентября 1944 года под управлением Филипа Лукаса (Philip Lucas). Однако вскоре машина совершила вынужденную посадку и на некоторое время была снята с испытаний.

первый прототип Hawker Fury (NX798) на земле

первый прототип Hawker Fury (NX798) на земле

первый прототип Hawker Fury (NX798) в полете

первый прототип Hawker Fury (NX798) в полете

Второй прототип Hawker Fury (военный номер LA610) был оснащен двигателем Griffon и впервые поднялся в воздух 22 ноября 1944 года. Редуктор мотора компании Rolls-Royce оказался неподходящим, и вскоре LA610 был «ремоторизорован» на двигатель Centaurus XV, с котором он летал с февраля 1945 года. Затем второй прототип Hawker Fury получил 24-цилиндровый H-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Napier Sabre VII мощностью 3055 л.с. (2245 кВт), с которым он в горизонтальном полете достиг скорости 786 км/ч (первый полет в мае 1945 года) и стал самым быстрым поршневым самолетом за всю историю компании Hawker.

второй прототип Hawker Fury (LA610) с двигателем Sabre VII был самым быстрым поршневым самолетом компании Hawker

второй прототип Hawker Fury (LA610) с двигателем Sabre VII был самым быстрым поршневым самолетом компании Hawker

второй прототип Hawker Fury (LA610) с двигателем Sabre VII был самым быстрым поршневым самолетом компании Hawker

второй прототип Hawker Fury (LA610) с двигателем Sabre VII был самым быстрым поршневым самолетом компании Hawker

Третий прототип Hawker Fury (военный номер NX802) был оснащен двигателем Centaurus XV и совершил свой первый полет 25 июля 1945 года. Однако к этому времени война в Европе уже закончилась, и конфликт на Тихом океане подходил к концу.

третий прототип Hawker Fury (NX802) в полете

третий прототип Hawker Fury (NX802) в полете

Истребительное командование Королевских ВВС, которое в это время получало на вооружение «тяжелые» реактивные истребители Gloster Meteor и «легкие» реактивные истребители de Havillandy Vampire, легко отказалось от программы поршневого истребителя Hawker Fury. Хотя опытный истребитель Hawker Fury разогнался до фантастической скорости 786 км/ч, это была лебединая песня поршневых истребителей компании.

В заключение следует сказать, что палубная версия Sea Fury (первый прототип [военный номер SR661] впервые поднялся в воздух 21 февраля 1945 года, второй прототип [военный номер SR666] совершил первый полет в октябре) была запущена в массовое производство (изготовлено свыше 800 экземпляров) и помимо авиации Королевского флота поступила на вооружение авиации флотов Австралии, Нидерландов и Канады, а также на вооружение военно-воздушных сил Кубы, Египта, Пакистана и Ирака, но это уже другая история.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Hawker Fury

Назначение: истребитель

Статус: прототип

Компания-производитель: Hawker Aircraft, Ltd., Кингстон-апон-Темз, графство Суррей

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 18-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Bristol Centaurus XII, развивавший мощность 2650 л.с. и вращавший четырехлопастный винт Rotol

Размеры:

размах крыла 11,70 м
длина 10,54 (10,57) м
высота 4,46 м
площадь крыла 26,43 м²

Масса:

пустого 3911 кг
взлетная 5300 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на большой высоте 730 км/ч
крейсерская скорость 480 км/ч
начальная скороподъемность 21,8 м/с
практический потолок 13260 м
дальность полета с подвесными топливными баками 2400 км

Количество изготовленных: 4 экземпляра (три наземного базирования, один палубного базирования)

источник: MIROSLAV BALOUS Výkres PETR KOLMANN «LETADLA 39-45 HAWKER FURY» «L+K» 20/2002, стр.43,66-67/1363,1386-1387

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account