Из сарая в музей. Реставрация в Австрии спортивного самолета Klemm L 20

6

Из сарая в музей. Реставрация в Австрии спортивного самолета Klemm L 20

Статья из февральского выпуска 2002 года журнала «Flugzeug Classic», которая, думаю, заинтересует коллег.

Предисловие редакции: В наши дни самолеты компании Klemm стали большой редкостью. Но самой большой редкостью стали легкие спортивные самолеты L 20, которых в мире осталось всего два экземпляра. Первый из них находится в музее компании Daimler-Benz, а второй в настоящее время реставрируется для Австрийского музея авиации в Грац-Талерхофе (Graz-Thalerhof). О реставрации самолета рассказывает Петер В. Кохауш (Peter W. Cohausz).

Австрийский музей авиации, созданный в 1979 году по частной инициативе, занимался поисками самолетов и других исторических материалов, и в 1984 году семья Грабнер (Grabner) из Хага (Haag), федеральная земля Нижняя Австрия, предложила руководству музея принять в дар консоли крыла легкого самолета Klemm L 20 b I.

Это было весьма желанным дополнением к очень маленькой на тот момент коллекции. Дополнительную ценность подарку придавал тот факт, что оригинальные детали и узлы немецких самолетов, созданных до 1930-х годов, были большой редкостью, а также желание одного из членов руководства музея в течение многих лет планировал создать реплику спортивного самолета Klemm L 20, но не мог приступить к воплощению своей мечты в жизнь из-за отсутствия чертежей.

Легкий самолет L 20 стал первый крупным успехом Ганса Клемма. Ему удалось создать очень экономичный и универсальный легкий самолет. L 20 представлял собой двухместный моноплан с низкорасположенным крылом. Этот полностью изготовленный из дерева самолет легко разбирался и поэтому мог удобно размещаться в небольших ангарах. В качестве силовой установки обычно использовался 24-сильный двигатель, который Порше специально разработал по заказу Клемма.

красивый исторический снимок летящего легкого самолета Klemm L 20. Однако это не машина Австрийского музея авиации. Снимок из коллекции Петера В Кохауша

красивый исторический снимок летящего легкого самолета Klemm L 20. Однако это не машина Австрийского музея авиации. Снимок из коллекции Петера В Кохауша

Успехи L 20 были впечатляющими: в 1925 году они заняли второе и третье места в авиационных гонках по маршруту через территорию всей Германии (Deutschen Rundflug 1925), альпийские перелеты из Штутгарта в Будапешт, первые призы на международных соревнованиях в Брюсселе и Копенгагене, а также установленный в 1927 году мировой рекорд высоты 6500 метров в классе лёгких самолётов. В те времена так высоко не летали и авиалайнеры! С 1924 по 1928 год было изготовлено около 83 легких самолетов Klemm L 20; примерно шесть машины были поставлены в Австрию. В их числе был изготовленный в 1928 году Klemm L 20 b I, крыло которого было подарен музею семьей из Гааги. Об этом самолете был известен только выданный в 1930-х годах буквенный номер гражданской регистрации OE-DFG (ранее австрийским гражданским самолетам, также как и немецким присваивались цифровые номера).

Низковысотные полеты выполнялись с неподготовленных площадок в окрестностях Хага, а ангаром и мастерской самолету служил большой сарай. При хранении нужно было демонтировать консоли крыла, что на Klemm L 20 сделать было достаточно легко.

легкий самолет Klemm L 20 b I; Хаг, 1930-е годы. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

легкий самолет Klemm L 20 b I; Хаг, 1930-е годы. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

Вероятно, OE-DFG летал только до начала Второй Мировой войны. Документально подтверждена проверка двигателя, проведенная 16 июня 1937 года. После этого самолет был помещен в сарай. Затем в 1970 году глава семьи Грабнер после длительного и настойчивого давления позволил себя уговорить обменять двигатель и винт «клемма» на подержанный автомобильVW Beetle. Однако после этого он еще долго сожалел об этом обмене, потому что «жук» оказался не таким уж ценным. Что касается двигателя «клемма», то он окольными путями, вероятно сменив несколько владельцев, оказался в Зальцбурге в качестве экспоната филиала компании Mercedes.

На протяжении многих лет хранившийся в сарае фюзеляж самолета Klemm L 20 постепенно превращался в помеху и в какой-то момент был порублен на дрова. От фюзеляжа самолета остались нескольких небольших кусочков. Сохранилось крыло самолета, включая и центроплан, шасси, стабилизатор и некоторые мелкие детали, такие как топливный бак. Колеса основных стоек шасси оказались на прицепе для велосипеда и мопеда.

хранящийся в сарае легкий самолет Klemm L 20 (рег. номер OE-DFG). Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

хранящийся в сарае легкий самолет Klemm L 20 (рег. номер OE-DFG). Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

Наконец, в 1988 году Вольфганг Грабнер передал крыло Австрийскому музею авиации. Позднее вплоть до 1995 года мелкие детали постепенно обнаруживались в сарае во время различных кампаний по его уборке и также передавались музею. Даже были обнаружены деланные в 1930-х годах фотографии летающего «клемма»!

Единственное, чего не хватало для реставрации «клемма» – это двигателя с воздушным винтом и чертежей фюзеляжа. В 1996 году чертежи были приобретены в штутгардском музее компании Daimler-Benz. В свое время они были реконструированы для реставрации принадлежавшего музею легкого самолета Klemm L20 (рег. номер D-1433), потому что от этой машины также остались только консоли крыла. Чертежи других узлов легкого самолета L20 моделистом и специалистом по самолетам компании Klemm из Германии.

Одной из проблем по-прежнему оставалось приобретение недостающего двигателя Daimler F 7502. В музее компании Daimler-Benz был двигатель данного типа, но по понятным причинам его приобретение было невозможно. В конечном итоге еще один Daimler F 7502 был, наконец, обнаружен в 1996 году у одного коллекционера из Северной Германии, но запрашиваемая немцем цена авиамотора намного превосходила возможности Австрийского музея авиации. Тем более, что в феврале 1996 года музей по-прежнему испытывал на себе последствия обрушения крыши, вызванного снежной нагрузкой.

исторический снимок двигателя Daimler F 7502 легкого самолета Klemm L 20. Двигатель данного типа отчаянно ищут сотрудники музея. Снимок из коллекции Австрийского музея авиацииисторический снимок двигателя Daimler F 7502 легкого самолета Klemm L 20. Двигатель данного типа отчаянно ищут сотрудники музея. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

исторический снимок двигателя Daimler F 7502 легкого самолета Klemm L 20. Двигатель данного типа отчаянно ищут сотрудники музея. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

В 1996 году Высшее техническое учебное заведение по авиационной технике (Höhere Technische Lehranstalt für Flugtechnik – HTL), Айзенштадт, федеральная земля Бургенланд, был привлечен для восстановления легкого самолета Klemm L20. В рамках практических работ в мастерских студенты изготавливали фюзеляж и восстанавливали уже имеющиеся детали. Руководителем проекта является дипломированный инженер Айбель (Dipl.-Ing. Aibel), который вместе со студентами приступил к работам осенью 1996 года.

руководитель проекта реставрации легкого самолета Klemm L 20 дипломированный инженер Айбель работает с консолью крыла. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

руководитель проекта реставрации легкого самолета Klemm L 20 дипломированный инженер Айбель работает с консолью крыла. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

HTL – это техническое училище для австрийских авиационных техников, и пятилетний курс обучения в HTL заканчивается выпускным экзаменом. В качестве проекта восстановления легкого самолета Klemm L20 особенно интересен тем, что является примером редкого в наши дни классического деревянного самолетостроения. В обмен на реставрацию «клемма» HTL на условиях длительной аренды в качестве учебного объекта получило от музея комплектный двигатель истребителя МиГ-21.

Работы ведутся двумя группами. Одна группа занимается работами по дереву, а другая – работами по металлу. Например, поскольку осталось лишь несколько оригинальных стяжных муфт для крепления расчалок фюзеляжа, то изготавливаются их реплики. Вновь изготовленные детали будут установлены там, где они не будут видны зрителям.

К настоящему времени фюзеляж восстановлен. Несущие поверхности также почти готовы, но в процессе реставрации некоторые их детали пришлось переделывать. Пока невозможно сказать, когда будет завершена реставрация самолета. Если оригинальный двигатель приобрести будет невозможно, то его реплика должна быть изготовлена с помощью HTL. Тем не менее, если читатели журнала «Flugzeug Classic» владеют информацией о двигателе Daimler F 7502, то убедительная просьба связаться с редакцией журнала или непосредственно с руководством музея.

оригинальные консоли крыла легкого самолета Klemm L 20. Снимок был сделан после начала реставрационных работ. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

оригинальные консоли крыла легкого самолета Klemm L 20. Снимок был сделан после начала реставрационных работ. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

оригинальные основные стойки шасси легкого самолета Klemm L 20. Обратите внимание на резино-шнуровую амортизацию. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

оригинальные основные стойки шасси легкого самолета Klemm L 20. Обратите внимание на резино-шнуровую амортизацию. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

легкий самолет Klemm L 20 (рег. номер OE-DFG) снова может быть признан полноценным самолетом. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

легкий самолет Klemm L 20 (рег. номер OE-DFG) снова может быть признан полноценным самолетом. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

секция фюзеляжа с двумя сиденьями. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

секция фюзеляжа с двумя сиденьями. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

исторический снимок силового набора фюзеляжа легкого самолета Klemm L 20. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

исторический снимок силового набора фюзеляжа легкого самолета Klemm L 20. Снимок из коллекции Австрийского музея авиации

Основанный в 1979 году Австрийский музей авиации расположен в аэропорту Грац-Талерхоф и в настоящий момент в своей коллекции насчитывает более 30 летательных аппаратов от учебных планеров до реактивных истребителей. По большей части экспонаты музея относятся к истории австрийской авиации после 1945 года. Помимо них у музея есть другие связанные с авиацией экспонаты. Помимо легкого самолета Klemm L20 посетителям из Германии будут интересны некоторые планеры, такие как Grunau Baby, SG 38 и Weihe.

Автор статьи выражает особую благодарность г-ну полковнику Герману Вагнеру (Obst. Hermann Wagner) из Австрийского музея авиации за его дружескую поддержку.

Музей

Австрийский музей авиации открыт с мая по октябрь и закрыт на зиму. Информацию можно получить по почтовому адресу: Österreichisches Luftfahrtmuseum Flughafen Graz-Thalerhof Postfach 15 A-8073 Feldkirchen (под Грацем, Австрия) или через веб-сайт в Интернете: http://www.luftfahrtmuseum.at

источник: Peter W. Cohausz «Restaurierung einer Klemm L 20 in Österreich» «Flugzeug Classic» 2004-02, Seiten 24-27

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-iz-saraya-v-muzei-restavraciya-v-avstrii-samoleta-klemm-l-20

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account