Часть третьей книги, относящаяся к техническому оснащения русского флота в мире «Во главе революции». Время относиться к моменту сразу же после получения ультиматума Ито и заключения японско-британского союзного договора.
4
С флотом ситуация была сложнее. Ведь там вопросы касались не только планов ведения войны. Но и ещё технической оснащенности и организационной структуры. Да Николаю удалось организационно создать в России ещё один флот Тихоокеанский. Который в этой версии истории имел три базы, Владивосток, Талиенвань, где базировался как на Талиенваньский залив, Порт-Артур и острова Эллиота, и Перл-Харбор, на Гавайских островах. Имея угольные станции в заливах Приморья и Сахалина, в Петропавловске-Камчатском и на Парасельских островах в Южно-Китайском море. При этом все флоты оказались поделённые в своём корабельном составе на дивизии, броненосцев, крейсеров и минные. Причём дивизий каждого вида в составе флота могло быть и несколько. А сами дивизии имели бригадную, а те дивизионную структуру. Что позволило чётко определиться с подчинённостью адмиралов и офицеров. Плюс в составе флота были особая и специальная дивизии и особая бригада. Дивизии объединяли, соответственно, флоты Финляндии и Гавайского королевства, а бригада флот Черногории.
Занимался царь и корабельным составом флота. Ещё в начале девяносто седьмого года были пересмотрены кораблестроительные программы, ориентированные было на противостояние с Великобританией. Как двадцатилетняя программа одна тысяча восьмисот восемьдесят второго года, так и судостроительная программа экстренного усиления флота, принятая за два года, до последнего изменения. Когда наиболее вероятным противником была признана Япония. И в кораблестроение были внесены новые изменения. С ориентацией на противодействие японскому флоту на Тихом океане. И там было так сказать два этапа. На первом, царь приказал отказаться от постройки броненосца-крейсера типа «Пересвета», броненосного рейдера по типу «Россия» и третьего бронепалубного крейсера-рейдера по типу «Паллада». Вместо них было предложено построить четыре броненосца второго класса на основе проекта французского «Анри IV». Но только с удлинённым корпусом, способным войти в док в Порт-Артуре и тремя башнями с орудиями главного калибра, линейно-возвышенной схемы, в кормовой части. И в виде десятидюймовых орудий. При этом максимальный ход корабля был определён в двадцать один узел. Из расчёта, что он сможет уйти от любого противника, что сможет ему угрожать, но должен был иметь возможность догнать и уничтожить более слабого противника. Противоминный калибр, дальность хода и отчасти бронирование было принесено в жертву. Противоминный калибр был ограничен шестью четырёхдюймовыми орудиями Канэ, принятыми на вооружение флота. Дальность хода ограничили возможностью совершить на штатном запасе топлива переход из Порт-Артура во Владивосток. Топлива из-за того, что на корабле должно было быть предусмотрено смешенное питание котлов, угольно-мазутное. Ну а максимальное бронирование ограничили девятью дюймами. Из расчёта, что снаряды японских броненосцев не должны были пробивать эту броню на дистанции шестидесяти кабельтовых. Но вот требование о максимально возможном бронировании бортов было внесено.
Ну а чуть позже, но всё равно на полгода ранее, чем было в известной Николаю версии истории, было собранно новое совещание. На котором было решено, резко усилить флот, построив с учётом кораблей, предложенных к постройке, по программе девяносто пятого года, десять эскадренных броненосцев, четыре броненосца второго класса, четыре броненосца береговой обороны, тринадцать дальних крейсеров-разведчиков, пять эскадренных разведчиков, три минных транспорта, пять канонерских лодок, пять минный крейсеров, двадцать контрминоносцев, десять миноносцев. Предполагалось, к этому количеству боевых кораблей, построить ещё четыре транспорта. Но царь распорядился запланировать, что будет дополнительно выкуплено ещё десять скоростных грузопассажирских пароходов. А базы в Талиенване и на Гавайях оборудовать плавающими доками, способными принять эскадренные броненосцы. Владивосток и Талиенвань должны быть обеспечены портовыми ледоколами. И спасательными судами.
Из этого количества судов, к началу девяносто седьмого года, были заложены броненосцы-крейсера «Пересвет» и «Ослябя» и крейсера-рейдеры «Паллада» и «Диана». В проект которых по приказу царя были внесены изменения, на этих кораблях первых отказались, от противоминного калибра, установив, на эти крейсера, изначально четырнадцать шестидюймовых орудий. Сделав такое вооружение стандартом, для дальних разведчиков. Ну и было проведено перераспределение веса, что сразу на испытаниях позволило достичь проектной скорости хода. Но уже были заказаны два минных транспорта[13] «Амур» и «Енисей», для которых царь приказал предусмотреть артиллерийское вооружение из пяти стодвадцатимиллиметровых орудий, ну и четыре броненосца второго класса, получившие названия «Громобой», «Аврора», «Венус» и «Фрея». При этом головной должен был быть заказан во Франции. А остальные должны были быть построены в России. Эскадренные же броненосцы предполагалось построить на основе проекта броненосца «Князь Потемкин-Таврический». Организовав конкурс. По конкурсной программе предполагалось построить и новые крейсера, включая и минные крейсера. Которым заложили характеристики, близкие к проекту разведчика Египтеоса, в одну тысячу двести тонн. И которые сразу же получили название «Александра», «Ольга», «Татьяна», «Мария» и «Анастасия». Ну а канонерские лодки было решено построить как колониальные корабли, вооружённые парой стодвадцатимиллиметровых и четвёркой семидесятипятимиллиметровых орудий. Так же вне конкурса, было, решено построить броненосцы береговой обороны, по проекту Соколова. Реализовавшего идеи, исполняющего обязанности генерал-адмирала, великого князя Александра Михайловича. Но и тут царь влез со своими предложениями. В результате водоизмещение корабля выросло. До восемнадцати узлов была поднята проектная скорость броненосцев. А их основное вооружение должно было составить восемь восьмидюймовых орудий, в четырёх башнях. При этом бортовые башни были размещены так, что могли стрелять на противоположный борт. И было решено сразу же заложить два броненосца по этому проекту «Адмирал Бутаков» и «Вице-адмирал Попов». Два других корабля по предложению царя должны были заложить позднее по переработанному проекту. И уже как первые турбинные капитальные корабли.
Для финского флота было решено построить четвёрку броненосцев береговой обороны, на основе «Храброго», но увеличенного размера, с увеличенной скоростью хода и иным расположением орудий. Которых должно было быть два восьмидюймовых, в оконечностях, и четыре четырёхдюймовых, по бортам, орудий. Плюс, для этого флота предполагалось построить, четыре минных крейсера, в тысячу двести тонн, дюжину миноносцев и пару минных транспортов. Гавайский флот же предполагалось создать, используя поднятые китайские корабли. Ну а флот Черногории должен был состоять из пары бывших португальских броненосцев береговой обороны, достроенных в Германии, после их спуска на воду, двух крейсеров, построенных в Великобритании, из бразильского заказа, и которые были выставленных на продажу, из-за нехватки средств у заказчика, и перехваченных, в покупке, у САСШ[14], и пары канонерских лодок. В том числе одной канонерки достроенной в Италии из заказанных ещё Турцией.
Ещё одним направлением развития флота, которым стал заниматься царь, была модернизация построенных ранее кораблей. Во-первых, все корабли было приказано перевооружить. Используя только скорострельные и дальнобойные орудия. И в эту категорию попали четыре, так называемых, башенных фрегата, мониторы «Смерч» и «Чародейка», клипера и канонерские лодки «Мина», «Ёрш», ну и типов «Дождь», «Бобр» и «Кореец», минные крейсера «Лейтенант Ильин» и «Капитан Сакен». И если бывшие фрегаты, получив в башни шестидюймовые орудия и противоминные орудия, на настройки, остались в своём классе кораблей, то все остальные корабли, включая и минные крейсера, которые обзавелись парой стодвадцатимиллиметровых орудий, оказались переведены, кроме канонерских лодок, они и там так были, именно в этот класс кораблей. При этом «Смерч» и «Чародейка» оказались лишены своих башен. Вместо них были сооружены круглые бронированные надстройки, на которые и были установлены восьмидюймовые орудия. А уже на мостики были смонтированы стандартные, для русского флота, противоминные орудия семидесятипятимиллиметровые орудия Канэ[15]. Ну а старые канонерские лодки береговой обороны получили вместо своих крупнокалиберных орудий скорострельное среднекалиберное орудие. Что превратило их в весьма приличное средство береговой обороны[16].
Норвежский монитор «Мьёльнер»
Во-вторых, были приказано выделить те, которые предполагалось кардинально модернизировать. В этот разряд попали, помимо бывших турецких кораблей, все четыре броненосца серии, построенной по типу броненосца «Екатерина II», броненосцы «Двенадцать Апостолов», «Император Александр II», «Император Николай I», «Гангут», «Пётр Великий». Ну и крейсера «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Память Азова», «Адмирал Корнилов» и «Рында». Более старые броненосные крейсера и крейсер «Память Меркурия» предполагалось переоборудовать в минные транспорта. Ну и в-третьих, вывести корабли, из состава флота, чья боевая ценность была крайне низка. Это были три бронированные плавающие батареи «Первенец», «Кремль» и «Не тронь меня», две «поповки», десяток мониторов типа «Броненосец», и все миноноски, которые предполагалось переоборудовать во вспомогательные суда. Да и корабли «Пётр Великий», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах» и «Рында» предполагалось использовать, в составе флотов, в качестве учебных артиллерийских кораблей.
На скорострельные орудия русского образца были перевооружены и все трофейные корабли. Как турецкие, в том числе и достроенные, так и британские. За исключением броненосец «Барфлер». Который сохранил своё британское вооружение. И выполнял в основном дипломатические функции, представляя русский флот. Побывав в этом статусе даже в Австралии. Хотя обычно этот броненосец находился в Индийском океане на станции в Сиаме, перед входом в строящийся канал Кра. Два других же британских трофея было решено довольно сильно модернизировать. Как были кардинально модернизированы только бывшие турецкие корабли «Иван Грозный», «Юнона» и «Авось». Остальные бывшие турецкие корабли, по сути, были только перевооружены. А вот по отношению трофеев с Китая всё было сложнее. Если поднятые корабли не только ремонтировались, перевооружались, но и заметно модернизировались. То вот пять бронепалубных крейсеров, два минных крейсера и четвёрка миноносцев, захваченных русским флотом в хоте войны с Китаем, в одна тысяча девятисотом году, только ремонтировались и перевооружили на русские орудия.
Минный крейсер «Абрекъ», Тулон 1898.
Ещё одним направлением усиления русского флота должно было стать развитие гражданского флота. Деятельность таких компаний как РОПИТ и Доброфлот было распространено на все окружавшие империю моря. И в них начинали спешно вводиться портовые суда, которые предполагалось, с началом войны, превратить в корабли береговой обороны и тральщики. И для их переоборудования в портах накапливалось необходимое вооружение и оборудование. В том числе и под видом яхт для начальников портов были заказаны корабли, которые предполагалось переоборудовать в минные крейсера, близкие по своим характеристикам к так называемым «добровольцам» и миноносцы, с двигателями внутреннего сгорания, известных как «газолинки». Хотя и обычные яхты тоже закупались. В частности, для нужд Дальнего была закуплена американская скоростная яхта «Ориенталь». Созданная на основе миноносца.
В это же русло укладывалось и усиления флота за счёт создания вспомогательных крейсеров из быстроходных пароходов. В это время считалось что такой корабль должен был иметь высокую скорость, чтобы догонять пароходы и уходить от преследования. Ну и должен иметь огромный запас топлива, чтобы долго находиться в плавании без бункеровки. И для Доброфлота было построено шесть таких пароходов-крейсеров «Москва», «Петербург», «Смоленск», «Саратов», «Орёл» и «Херсон». Но такая концепция значительно уступала концепции что такой корабль не должен иметь быстрый ход, а его внешний вид не должен привлекать к нему внимание. Плюс эти пароходы оказались построены как грузопассажирские. Что сделало их, на переломе веков, не рентабельным в эксплуатации, причём во всем мире. И подобные грузопассажирские суда были сняты с эксплуатации, во всём мире, передав её специализированным судам. И Николай приказал флоту выкупить такие пароходы, причём не только в России, отремонтировать, помня про проблему с котлами у подобных кораблей и до начала войны использовать их как армейские транспорта для доставки войск и грузов на Тихий океан. Но приготовить для них вооружение на Гавайях, куда эти пароходы и должны были идти с началом войны. Для превращения их во вспомогательные крейсера.
В том числе и за счёт Главного управления торгового мореплавания и портов в России было начато эксплуатация турбин на флоте. Да копию «Турбинии» Николай приобрёл за свой счёт. После чего для опытной эксплуатации управлением было приобретено несколько портовых судов, с этой двигательной установкой. Для накопления опыта и обучения персонала. Потом планировалось построить уже и боевые корабли. Начав с миноносцев и заканчивая уже более крупными кораблями, крейсерами и броненосцами. Ну а для переброски небольших кораблей на Тихий океан Главного управления торгового мореплавания и портов заказало два корабля дока, способных поднять и крейсер, если их состыковать вместе. Ну а после плаваний в Северо-Ледовитом океане ледокола «Ермак», переведённого по их результатам на Балтику, это же ведомство заказало четыре ещё больших и модернизированных ледокола. Превосходящих первый линейный ледокол по своим характеристикам. И ввод которых в строй был запланирован на одна тысяча девятьсот третий год. А как рассчитывал царь, эти ледоколы должны были обеспечить возможность проводки кораблей через этот океан.
Ну а проведение конкурсов, в которые царь старался не вмешиваться, ну единственное что сразу же, по проекту дальних разведчиков, отказались от противоминных орудий, оставив только пару салютных пушек на корабль, и отказались от развитого таранного форштевня, привело к тому, что в конкурсе крейсеров победили немецкие проекты «Аскольда» и «Новика». Которые и оказались заказаны к постройке. А на основе проекта «Потемкина» французами был разработан броненосец «Цесаревич». С их фирменными завалом бортов, но со средними орудиями в казематах. И он им был заказан. Но помимо этого вне конкурсов появились интересные предложения. И первым влез американец Крамп. Предложив постройку, по собственному проекту, вне конкурсного, но на основе проекта «Потёмкина», пары броненосцев, бронепалубного крейсера и серии миноносцев на построенной им верфи. Разместить которую предполагалось на русском побережье Тихого океана. Плюс на весьма выгодных условиях и очень быстро. И царь дал согласие, на постройку броненосцев и верфи, в Дальнем. При этом броненосцы получили названия «Ретвизан» и «Победа». А потом с проектами, вне конкурса, но уже крейсеров полезли различные фирмы, германская с проектом «Богатыря», французская, «Баяна», и даже датская, с проектом «Боярина». Последний, несколько уступая «чехлу для машин» «Новику», в скорости, заметно превосходил его в мореходности. Да и вообще по эксплуатации и обитаемости экипажа. И на строительстве этого крейсера очень настаивала мАма царя. В общем, так как царь, и не собирался издавать циркуляр, обязывающий строить корабли только на отечественных верфях, то все эти корабли были заказаны. Правда вооружение «Баяна» было определено в семь восьмидюймовых орудий, двух башенных, четырёх казематных и одной палубной установки. С бортовым залпом в пять таких орудий.
Железная канонерская лодка HMS «Kite» после установки 152-мм орудия.
А вот потом начались трудности. Да победил проект «Аскольда» и помимо него на верфях России заложили ещё три таких крейсера, «Варяг», «Витязь» и «Воин». Для чего учебное судно «Воин» оказалось переименовано в учебное судно «Гардемарин». А по проекту крейсера «Новика», уже в России заказали четыре крейсера «Алмаз», «Жемчуг», «Изумруд» и «Яхонт». Но при этом были признаны интересными и другие, внеконкурсные проекты. И по типу «Богатыря» был заложен крейсер «Олег». А по типу «Боярина» заказали сразу три крейсера, два черноморской постройки, «Очаков», «Кагул» и один у Крампа, «Память Меркурия». И были заказаны три крейсера по типу «Баяна».
Не меньшая чехарда произошла и с броненосцами. Да победителем конкурса оказался француз «Цесаревич». Но решено было продолжить строительство броненосцев на родных верфях типа «Ретвизан». Его отечественные верфи могли повторить без заметного снижения в характеристиках. В отличие от резкого снижения характеристик корабля, особенно по защищённости, при попытке адаптировать проект «Цесаревича» под возможности русской промышленности. В общем, по проекту «Ретвизана» заложили броненосцы «Бородино» и «Император Александр III». А вот потом проект был переработан, дюжина шестидюймовых орудий промежуточного калибра была заменена на соответствующее число восьмидюймовых орудий. С соответствующем ростом водоизмещения. Хотя остальные характеристики проекта остались без изменений. И по этому изменённому проекту были заложены броненосцы «Князь Суворов», «Орёл» и «Слава». Они, вместе с заложенными броненосцами береговой обороны по проекту Соколова, и должны были составить основу русского флота.
Ну а вот пятый броненосец береговой обороны, был заложен по совсем необычному проекту. Разработанному инженером Ахенбахом. И который по проекту должен был иметь десять двенадцатидюймовых орудий, в трёх башнях, и четырёх казематах, и под два десятка противоминных орудия. Но под давлением царя проект был переработан. Имея восемь орудий главного калибра, в четырёх башнях, линейно-возвышенного расположения, турбинную установку и скорость порядка восемнадцати узлов. С дальностью плавания и мореходностью достаточной для плавания на Балтийском море. Правда, официально, при закладке, были озвучены другие цифры. Две башни главного калибра, линейно-возвышенного расположения в носовой части, и ангар для миноносцев, на корме. Но это была заявка уже на другой флот. О котором Николай не собирался сразу же трубить на весь свет. И тут, для начала было необходимо выиграть войну.
А вот со строительством контрминоносцев и миноносцев планы не срослись. Их заказали гораздо больше. Так на Чёрном море было начата строительство шести контрминоносцев по типу «Сокол», по двенадцать контрминоносцев этого типа оказалось заложены для Балтийского и Тихоокеанских флотов. И царь не противился этому, отлично понимая, что кораблей, этого класса, много быть не может по определению. А так они экономят время. Пусть и за счёт денег. Плюс были перевооружены на две семидесятипятимиллиметровые пушки, ставших стандартным вооружением контрминоносцев, минные крейсера типа «Казарский». С понижением их в статусе до контрминоносцев. Но очень быстро выяснилось, что этот класс кораблей стремительно устаревает. И для изучения иностранного опыта были заказаны контрминоносцы за границей. По шесть во Франции, с Германией, и один в Великобритании. Но прототипом, для проекта Невского завода, оказался совсем другой тип британского контрминоносца. И именно на основе проекта Невского завода и была заложена серия контрминоносцев. Так называемых «невок». Одиннадцать для Тихого океана и по шесть для Балтики и Чёрного моря, с окрестностями. При этом одна из «невок» контрминоносец «Видный» должен был получить турбинную установку. Хотя и не он должен был стать первым турбинным кораблём в русском флоте.
Для флота строились миноносцы. Для Тихого океана заложили дюжину таких кораблей. Два по проекту «Улучшенный Уссури», но с семидесятипятимиллиметровой пушкой на полубаке, и десяток по проекту французского миноносца «Циклон». Но практически сразу же были заказаны два «Улучшенных Уссури», но с турбиной в качестве сердца корабля. Ну и Крампу, для его верфи в Дальнем, заказали десяток кораблей, по типу захваченных в китайском флоте германских миноносцев. Ну и десяток «портовых яхт» типа «газолинка». Тоже с двигателями внутреннего сгорания. Из расчёта что построенные войдут в строй уже как средство обороны рейда.
И вот именно с таким флотом, который по расчётам должен был завершить своё строительство к концу одна тысяча девятьсот третьего года, Николай и собирался вступать в войну. При этом средств, в общем хватало. Похоже из-за того, что генерал-адмиралом стал Сандро, то до трети бюджета флота перестало уходить на французских любовниц великого князя Алексея Александровича. Нет, Александр Михайлович тоже залазил во флотский бюджет. Но пока он любил жену. Да так, что, считай каждый год, одаривал царя новым племянником. Это потом у него в семье наступит разлад, и они пустятся, причём оба, во все тяжкие, да так, что в эмиграции будут жить отдельно. Но пока, сестрица Ксения, обходилась фоту гораздо дешевле, чем французские балеринки. Да и на флот ушли вы вырученные при грабеже храма Падманабхасвами, в город Ковалам, на юге Индии. И именно с таким техническим багажом Николай и собрался посовещаться со своим флотским руководством о том, как они планируют вести войну с Японией.
[13] Так тогда именовали минные заградители.
[14] Крейсера американского флота «Нью-Орлеан» и «Олбани». Приобритённые американским флотом перед американо-испанской войной. Правда «Олбани» вступил в строй американского флота уже после окончания этой войны
[15] По подобной схеме модернизировались, на рубеже веков, мониторы построенные для флотов скандинавских стран.
[16] Подобным образом были перевооружены канонерские лодки береговой обороны в ряде флотов европейских государств. В том числе и в Великобритании.
Минный крейсер в 1200 тонн. В данном случае это «Уругвай».