Эволюция управляемых авиабомб и УМПК. К чему всё идёт
Предлагаю вашему вниманию статью, посвящённую разным способам увеличения дальности полёта и точности ФАБов без использования моторов. На какой сейчас стадии решение этой проблемы и над чем работают инженеры и конструкторы.
Содержание:
Проект «Кондор»
В сентябре 2022 года автором был опубликован материал «Проект “Кондор”: смерть с небес», в котором предлагалось создание предельно доступных по стоимости беспилотных летательных аппаратов-камикадзе большой дальности, а точнее — управляемых планирующих боеприпасов повышенной дальности (УПБ-БД).
В частности, в проекте УПБ-БД «Кондор» предлагалось полностью отказаться от использования двигателей, заменив их планером с исключительным аэродинамическим качеством. Конструкция планера предполагала изготовление из полимерных материалов методом литья на термопласт-автоматах или экструзии, с внутренней рамой из алюминия, а наведение планировалось осуществлять по сигналам спутниковых навигационных систем.
В качестве боеприпасов для УПБ-БД «Кондор» рассматривались боевые части 122-мм снарядов реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Град», а также осколочно-фугасные (ОФ) артиллерийские снаряды калибра 152 мм или иные аналогичные серийные изделия.
Производство УПБ-БД «Кондор» предполагалось развернуть в грандиозных масштабах – с выпуском ориентировочно 150–300 тысяч изделий ежегодно. Для реализации столь амбициозного проекта требовалось возведение специализированного завода, оснащённого 20–40 роботизированными конвейерными линиями, включающими экструзионные машины, участки механической обработки, сборки и многое другое.
Для применения УПБ-БД «Кондор» планировалось задействовать модернизированные транспортные самолёты типа Ил-76, оборудованные стеллажами для транспортировки и сброса изделий.
На момент публикации вышеупомянутой статьи боеприпасы подобного типа отсутствовали в арсенале ВС РФ – эпизодическое применение ФАБ с УМПК на украинском театре военных действий началось лишь в ноябре-декабре 2022 года.
Между тем, использование штатных боеприпасов с минимальной доработкой стало уже привычной практикой для FPV-дронов. Например, БПЛА «Привет-82» и «Привет-120», разработанные КБ «Око», в качестве боевой части используют, соответственно, 82-мм и 120-мм миномётные мины.
Даже сегодня, несмотря на создание и активное применение ФАБ с УМПК, по мнению автора, планирующие БПЛА-камикадзе типа УПБ-БД «Кондор» сохраняют свою актуальность и эффективность. Сделав ставку на технологичность производства, их можно выпускать сотнями тысяч в год.
Однако вернёмся к ФАБ с УМПК – что концепция УПБ-БД «Кондор» может предложить этому оружию?
Ответ прост: большую дальность планирования и возможность массового применения.
Если внимательно рассмотреть ФАБ с УМПК, становится очевидным, что размах крыльев, обеспечивающих дальность полёта, относительно невелик, особенно с учётом габаритов и массы доставляемых авиабомб.
Скорее всего, это связано с ограничениями, накладываемыми носителями – самолётами тактической авиации. Достаточно устранить это препятствие, чтобы открыть путь к рассмотрению возможности увеличения планера ФАБ с УМПК.
Но как же преодолеть это ограничение?
Использовать для применения ФАБ с УМПК иные типы носителей, например, транспортные самолёты, как это предусмотрено в концепции применения УПБ-БД «Кондор». Впрочем, обо всём по порядку.
Планер предельных параметров
Для УПБ-БД «Кондор» мы рассматривали два варианта – с поворотным и с неподвижным крылом: соответственно, в варианте с поворотным крылом УПБ-БД «Кондор» располагались параллельно, рядами, а в варианте с неподвижным крылом – последовательно. Для ФАБ с УМПК планер также потенциально может быть выполнен в виде поворотного или фиксированного крыла.
В варианте с поворотным крылом размах крыльев планера может быть увеличен, что, в свою очередь, способно повысить дальность планирования. Кроме того, в таком случае ФАБ с УМПК-П сможет применяться не только с транспортных самолётов, но и с других типов носителей, о чём будет сказано ниже. Однако среди недостатков – усложнение конструкции, риск отказа механизма раскрытия или потери боеприпаса в момент разворота крыла.
В варианте с неподвижным крылом риски отказов сводятся к минимуму, но размах крыльев ограничивается шириной грузового отсека транспортного самолёта-носителя. Например, у Ил-76 ширина грузового отсека составляет 3,4 метра, тогда как у существующих УМПК размах крыльев равен 2,5 метра. Стоит ли игра свеч ради увеличения крыльев менее чем на метр?
Скорее нет, чем да. Тем не менее, возможны комбинированные решения, при которых плоскости крыльев изначально слегка раскрыты, что упрощает их дальнейшее развёртывание и снижает нагрузку на механизм раскрытия.
Вообще, здесь существует множество вариантов, включая применение раскрывающегося Х-образного крыла, как в концепте, представленном в материале: Когда размер имеет значение: УМПК на ФАБ повышенного могущества.
Или же это может быть биплан, или полутораплан, с размещением крыльев над и под ФАБ с УМПК, как на изображении в начале данной статьи. Недостатком схемы «биплан» является высокое «профильное сопротивление», вызванное влиянием двух пар крыльев друг на друга, при этом подъёмная сила увеличивается всего на 20 %, но зато возрастает прочность конструкции изделия.
В любом случае выбрать оптимальную аэродинамическую схему планера предельных параметров можно только по результатам прочностных и аэродинамических расчётов.
Есть ещё один вопрос – как повлияет более крупный планер на заметность ФАБ с УМПК?
Разумеется, заметность возрастёт, также снизится скорость планирования. С другой стороны, радиолокационные станции (РЛС), чья работа основана на эффекте Доплера, хуже видят низкоскоростные цели. Если же использовать непрямые крылья, то угол их раскрытия может быть подобран таким образом, чтобы минимизировать отражение излучения в направлении РЛС, переориентировав его в стороны согласно канонам технологий малозаметности.
Есть ещё вариант «матрёшки», когда планер предельных параметров ставится поверх существующего УМПК.
То есть после сброса ФАБ с УМПК-П использует возможности, предоставляемые планером предельных параметров, представляющим собой всего лишь раму с крыльями и механизмом раскрытия (при необходимости). Управление же осуществляется штатными органами управления существующих УМПК.
На определённом расстоянии, например, в несколько десятков километров от цели, внешний планер сбрасывается / отстреливается, и УМПК раскрывает штатные крылья. Это несколько усложняет конструкцию и увеличивает совокупную массу изделия, однако на конечном этапе полёта противник будет иметь дело с обычными, достаточно скоростными и малогабаритными ФАБ с УМПК.
Преимуществом в данном случае также является то, что нет необходимости перерабатывать существующие УМПК, разрабатывается только внешний планер предельных параметров.
Теперь вернёмся к потенциальным носителям.
Транспортные и не только
Как мы уже говорили выше, в качестве основного носителя ФАБ с УМПК-П рассматриваются транспортные самолёты семейства Ил-76.
Почему именно они?
Да альтернативы в общем-то у нас и нет – другие транспортные самолёты сопоставимой или большей грузоподъёмности в России не выпускаются.
Необходимо понимать, что транспортные самолёты, осуществляющие применение ФАБ с УМПК-П, не рассматриваются заменой самолётам тактической авиации.
Если самолёты тактической авиации в основном наносят удары ФАБ с УМПК по целям, расположенным на линии боевого соприкосновения (ЛБС) и прилегающим территориям, то транспортные самолёта, осуществляющие применение ФАБ с УМПК-П, должны работать по объектам, расположенным в оперативной глубине на территории противника.
На самом деле в применении транспортных самолётов качестве носителей тех или иных вооружений нет ничего особенного, наоборот, это перспективное направление, которое у нас пока не получило своего развития, ранее мы уже говорили об этом в материалах Целесообразность использования в качестве носителей ФАБ-3000 с УМПК самолётов стратегической, дальней и транспортной авиации и Бомбардировщик-ракетоносец военного времени: вопрос не в самолёте, а в его содержимом.
Стоит ли подвергать транспортные самолёты риску?
Если дальность сброса ФАБ с УМПК-П составит 150-200 километров, то никакого риска не будет – у противника просто нет зенитных ракетных комплексов (ЗРК), способных работать на такой дальности, разумеется, если кто-то не решит послать их вглубь территории противника, для того чтобы дотянуться до какой-то очень привлекательной цели.
Кроме того, в настоящее время российская промышленность вышла на выпуск 6 единиц Ил-76-МД-90А в год, никакие другие самолёты сопоставимой размерности и грузоподъёмности такими темпами не выпускаются. По открытым данным, планируется выход на производственную мощность до 8 единиц в год и более.

С расстояния в 150 километров транспортные самолёты смогут наносить массированные удары ФАБ с УМПК по целям, расположенным в глубине территории противника
По открытым данным, для того чтобы обеспечить максимальную дальность применения ФАБ с УМПК, истребитель-бомбардировщик Су-34 разгоняется до высокой дозвуковой скорости и осуществляет сброс с высоты порядка 11-12 километров.
Транспортные самолёты-носители, скорее всего, будут применять ФАБ с УМПК-П по-другому, подходя к точке сброса, осуществляя разворот в сторону направления «от цели» с одновременным набором высоты в эшелоне от 11 до 12 километров, то есть с выходом «на потолок». Сброс будет осуществляться гравитационным способом – самосходом ФАБ с УМПК-П со стеллажей-направляющих.
То есть высота сброса может быть сопоставимой с самолётами тактической авиации, но вот скорость сброса вначале будет практически нулевая, что должно компенсироваться большей подъёмной силой и аэродинамическими преимуществами ФАБ с УМПК-П. Кстати, дополнительно на экструзионных машинах можно делать обтекаемый «чехол» для ФАБ, повышающий её аэродинамическое совершенство.
Габариты грузового отсека самолётов семейства Ил-76 потенциально позволят нести два-три десятка ФАБ с УМПК-П, а возможно, что и более – это будет зависеть от калибра авиабомб и конфигурации планера предельных параметров.
Есть ещё один вариант носителя ФАБ с УМПК-П – это дальние сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3.
В настоящее время о применении этих машин слышно мало, то ли их ресурс берегут, то ли берегут их основное оружие – сверхзвуковые крылатые ракеты (КР) Х-22 / Х-32.
Потенциально один самолёт Ту-22М3 может нести по четыре ФАБ с УМПК-П на спаренных подкрыльевых пилонах, выполняя их сброс, как Су-34, с высоты 11-12 километров на максимально допустимой скорости, определяемой возможностями УМПК-П. Разумеется, такая схема применения будет выдвигать повышенные требования к прочности конструкции УМПК-П, кроме того, на Ту-22М3 получится подвесить только ФАБ с УМПК-П в варианте со складным крылом.
Соответственно, если транспортные самолёты обеспечат массовость, то Ту-22М3 – заброску ФАБ с УМПК-П на максимальную дальность, приближающуюся к таковой у некоторых типов крылатых ракет.
Выводы
Разумеется, как и в случае с УМПК-Р, рассмотренный в настоящей статье УМПК-П является лишь концепцией, которая требует множества расчётов, а также доступа к закрытой информации для подтверждения её реализуемости и целесообразности.
Теоретически возможность увеличения дальности применения ФАБ с УМПК с помощью планера предельных параметров есть, но на практике всё может оказаться куда сложнее. В то же время надо брать пример с противника, который проявляет куда большую широту взглядов и гибкость в вопросах апробации различных концепций вооружений и тактики их применения.
Чего только стоят многочисленные гибриды советских / российских и западных вооружений – попробуй автор пару-тройку лет назад написать об интеграции ЗРК «Бук» и ракет воздух-воздух стран Запада или крылатых ракет стран Запада и самолётов Су-24, Су-27, МиГ-29, что бы тут началось – «да автор ничего в этом не понимает…, протоколы несовместимы…, разные конструкторские школы…».
Отдельно необходимо сказать о применении транспортных самолётов в качестве носителей – этого нам однозначно не избежать, если мы хотим, чтобы Военно-воздушные силы (ВВС) России получили возможность скрытого и одномоментного применения большого количества высокоточного оружия, будь это ФАБ с УМПК-П, крылатые или аэробаллистические ракеты.
Сейчас ФАБ с УМПК доставляют противнику значительное неудобство на ЛБС, а в случае увеличения их дальности можно замахнуться и на решение других задач с помощью ФАБ.
Например, одномоментно с четырёх транспортных самолётов «вынести» ФАБ с УМПК-П все подстанции в Харькове или все территориальные центры комплектации (ТЦК) и отделы полиции, сорвав мероприятия по бусификации, или одномоментно накрыть какое-либо крупное промышленное предприятие противника, работающее на оборонку, с тотальным разрушением его производственных мощностей.
Ну и, наконец, «не авиабомбами едиными», ведь их у нас тоже не безграничное количество, так что концепция УПБ-БД «Кондор» также вполне имеет право на существование, как максимально недорогой высокоточный способ доставки боеприпасов в глубину территории противника.
Источник — https://topwar.ru/257020-fab-s-umpk-p-planer-predelnyh-parametrov.html