Авианосец CVA-56 United States — несбывшаяся мечта американских адмиралов
Предлагаю вашему вниманию материал 10 летней давности. Думаю он заинтересует коллег.
«United States» (CVA-58) ННьюс 18.4.1949/ — /- не достроен
Нужно сказать, что к концу Второй мировой войны US Navy имел огромное количество боевых кораблей с своем составе, и ещё немало в постройке. Кроме того в наличие было большое количество моряков с боевым опытом; имелся немалый опыт побед.
Однако, в свете наметившегося противостояния бывших союзников по антигитлеровской коалиции возможности флота виделись не особо значительными (ввиду сугубо сухопутного ТВД), кроме того подрос конкурент: к этому времени Авиационный корпус US Army трансформировался в военно-воздушные силы и получил на вооружение нехилый аргумент в виде ядерного оружия. Дальнейшее противостояние флотского и авиационного командования вызвало на свет такие занятные исторические моменты, как «Битва на Потомаке» и «адмиральский бунт»; кроме этого случилась такая ситуация, когда стратегический бомбардировщик уничтожил ударный авианосец, даже не сбросив на него бомбы.
Итак, «United States» (CVA-58) представлял собой амбициозный проект, оставшийся нереализованным, но сыгравший важную роль в эволюции класса ударных АВ. Спроектированный специально как носитель реактивных истребителей и тяжелых стратегических бомбардировщиков «Юнайтед Стейтс» своими размерами затмил все имевшиеся и проектировавшиеся корабли своего класса, включая «Мидуэй», «Мальту» и новый английский «Арк Ройял». Расчетный вес палубных самолетов достиг рекордной величины в 100 тыс. фн (45,4 т), из-за чего «Юнайтед Стейтс» часто называли «100 000-фунтовым авианосцем».
Главная проблема, связанная со стратегической ролью корабля, заключалась в скорейшем старте самолетов и была решена за счет применения двойной угловой палубы и четырех паровых катапульт Н-9. По замыслу, 4 самолета могли взлетать одновременно: 2 истребителя с носовых катапульт и 2 бомбардировщика — с бортовых, расположенных под углом к ДП. (Правда, одновременно производить взлетные и посадочные операции, как это принято на АВ с угловой палубой, «Юнайтед Стейтс» не мог, т. к. посадка самолетов осуществлялась строго по оси полетной палубы, оборудованной аэрофинишерами Мк-б).
Из 4-х лифтов 3 были бортовыми; размеры последних — 18,3×18,3 м, кормового — 19,2×15,8 м, грузоподъемность каждого — 45,4 т.
ТТХ окончательного проекта:
66434/83249 т, 331,7 (314 вл) х 57,9 (38,1 вл) х 10,5 м. ПТ-4, 8 ПК, 280 000 л.с.=33 уз. Броня: пояс 37 мм, полетная палуба 51 мм, галерейная палуба 25 мм, ангарная и нижняя палубы по 37 мм, траверзы 19 мм, борт ангара 19+16 мм, ПТП 32 мм. Экипаж 4127 чел. 8 — 127 мм/54 зен., 16 (8×2) — 76 мм/70 авт., 20 — 20-мм авт.
Завершение Второй мировой войны поставило Соединенные Штаты Америки перед серьезной проблемой сокращения личного состава вооруженных сил и, соответственно, боевой техники. Кроме того, возникла задача разработки новой военной стратегии в соответствии со сложившейся в мире обстановкой и с учетом возможностей ядерного оружия, единственным средством доставки которого оставались тяжелые бомбардировщики. Согласно оперативным планам ведения боевых действий первый удар по противнику должны были наносить именно они, в то время как сухопутным и военно-морским силам отводилась второстепенная роль.
Исходя из этого, осенью 1947 года военно-воздушные силы, входившие ранее в состав Армии США, были выделены в самостоятельный вид вооруженных сил, и их развитие стало приоритетной задачей.
Военно-морской флот, не имевший собственного носителя ядерного оружия, по большому счету, отходил на второй план. К концу 1945 года в его состав входили тяжелые авианосцы Saratoga и Enterprise, 17 авианосцев типа Essex, девять — типа Independence и 49 легких конвойных авианосцев. А на судостроительных верфях достраивалось еще 38 авианосцев разных классов, 19 из которых так и не сошли со стапелей, а три корабля типа Midway, шесть типа Essex, два типа Saipan и 8 конвойных авианосцев пополнили состав военно-морских сил уже в 1947 году. Множество кораблей других классов было отправлено на слом, а численность личного состава флота сократили более чем в два раза.
Разумеется, второстепенная роль, отводимая флоту в конфликтах будущего, не устраивала американских адмиралов, которые всеми силами пытались вернуть свои лидирующие позиции. Командование ВМС в срочном порядке начало разрабатывать собственный носитель ядерной бомбы. Поначалу основную ставку делали на баллистические и крылатые ракеты, гораздо более дешевые по сравнению с пилотируемыми бомбардировщиками.
Чтобы продемонстрировать возможность запуска баллистических ракет с кораблей, 6 сентября 1947 года авианосец Midway вышел в район Бермудских островов, где с его палубы была запущена трофейная немецкая ракета V-2 (Фау-два). Этот эксперимент получил кодовое название «Операция Sendy». Ракета, поднявшись под острым углом к горизонту, пролетела около 10 км и взорвалась. Несмотря на эту неудачу, результаты эксперимента посчитали удовлетворительными — ведь качка корабля не помешала заправить ракету и произвести пуск. Однако проблема повышения надежности первых баллистических ракет оставалась, и поиски носителя продолжились.
Работая над ракетой, моряки не забывали и о самолетах. Вся сложность заключалась в том, что первые ядерные бомбы имели значительные размеры, а их масса составляла более четырех тонн, так что ни один из существовавших в то время палубных самолетов поднять их не мог.
Бюро авиации флота объявило конкурс на создание нового палубного бомбардировщика, способного доставлять полезную нагрузку массой 4540 кг на расстояние 2000 морских миль. Взлетная масса машины ограничивалась величиной 45 400 кг (в английской системе измерения — 100 000 фунтов). В конкурсе приняли участие фирмы Douglas, North American и Curtiss.
В 1946 году специально для этого бомбардировщика началась разработка так называемого 100 000-фунтового авианосца типа CVA-58 (Carrier Vessel Attack — авианесущее ударное судно или просто ударный авианосец) полным водоизмещением 83 250 т, получившего название United States. Планировалось построить серию из четырех таких авианосцев.
Стоимость одного корабля составляла 198 млн. долларов. Вся программа с учетом затрат на разработку самолетов, строительство кораблей поддержки и охранения, оценивалась гигантской суммой в 1 млрд. 256 млн. долларов.
Военные рассчитывали, что корабль будет построен раньше, чем появится серийный бомбардировщик, поэтому в качестве временной меры предполагали вооружить United States патрульными бомбардировщиками P2V Neptune или английскими реактивными средними бомбардировщиками Valiant.
United States существенно отличался от своих предшественников. Форма полетной палубы в плане и ее размеры должны были обеспечивать взлет палубных бомбардировщиков с большим размахом крыла. Поэтому конструкторам пришлось устроить две стартовые угловые палубы, расположенные под углом 9,7 градуса к ДП (диаметральной плоскости) корпуса корабля. Начало трека правой паровой катапульты было вынесено вперед на 16,7 м относительно начала трека левой катапульты, что исключало столкновение крыльев одновременно стартующих бомбардировщиков.
Аналогичный прием был использован и при размещении двух носовых катапульт, где разница между началами треков составляла 12,5 м.
Длина полетной палубы CVA-58 составляла 330 м, ширина — 57,9 м. На корабле намеревались установить четыре самолетоподъемника: три по бортам с платформами 18,3 х 18,3 м и один в корме с платформой 19,2 х 15,8 м.
Традиционная надстройка с дымовой трубой проектом не предусматривалась, поэтому дымовые трубы вывели под угловые палубы.
Силовая установка корабля состояла из восьми паровых котлов, четырех паротурбинных и четырех турбозубчатых агрегатов. Ее мощность составляла 280 000 л.с. — на 68 000 л.с. больше, чем у авианосца Midway.
Большое внимание при проектировании уделялось живучести корабля. При этом учитывались результаты серии испытаний ядерного оружия на атолле Бикини летом 1946 года. Там в качестве цели использовали более 90 кораблей разных классов, в их числе был и авианосец Saratoga CV-3 типа Lexington.
Первый эксперимент провели утром 1 июля. Ядерная бомба Мк.З мощностью 24 Кт, сброшенная с бомбардировщика В-29, взорвалась на высоте 158 м над поверхностью моря. Этот удар авианосец выдержал. После дезактивационных работ подготовили подводный взрыв. Бомбу поместили в герметичный кессон и погрузили на глубину 27,5 м. После подрыва боеприпаса мощностью 23 Кт над поверхностью воды возник водяной столб диаметром около 600 м и высотой 2000 м. На этот раз ударная волна разрушила корпус корабля, и он пошел на дно.
Чтобы United States мог противостоять ядерному взрыву, конструкторы интегрировали полетную палубу в конструкцию корпуса, тем самым увеличив его продольную прочность. Кроме того, такое решение позволило уменьшить без потери прочности толщину палубы до 58 мм. Ранее на всех кораблях палуба надстраивалась над корпусом, а ее толщина доходила до 87 мм. Вертикальную защиту корпуса корабля также создавали гале-рейная палуба (25 мм), ангарная (37 мм) и нижняя (37 мм).
Надводную вертикальную защиту обеспечивал 37-мм броневой пояс, доходящий до ангарной палубы. Сам ангар прикрывался двумя стальными стенками толщиной 19 и 16 мм.
Противоторпедная защита состояла из пяти традиционных продольных переборок толщиной до 32 мм, которые в совокупности могли выдержать подводный взрыв мощностью до 500 кг в тротило-вом эквиваленте.
Главным вооружением авианосца были 18 бомбардировщиков и до 80 истребителей. Самолеты размещались в ангаре площадью 261 х 34,4 м и высотой 8,5 м.
Первым корабельным бомбардировщиком/тяжелым штурмовиком, построенным согласно требований флота стал North American AJ-1 Savage.
ЛТХ:
Модификация AJ-1
Размах крыла, м 22.91
Длина самолета,м 19.20
пустого самолета
нормальная взлетная 23793
Тип двигателя
основные 2 ПД Pratt Whitney R-2800-44W
дополнительный 1 ТРД Allison J33-A-19
Мощность
основные, л.с. 2 х 2400
дополнительный, кгс 1 х 2087
Максимальная скорость, км/ч 758
Практическая дальность, км 3798
Боевой радиус действия, км 1650
Практический потолок, м 13100
Экипаж, чел 3
Вооружение: тактическое ядерное оружие
Командование ВМС предполагало использовать два типа истребителей. Один — F2H Banshee для сопровождения бомбардировщиков, и другой — F10F Jaguar с изменяемой стреловидностью крыла для обеспечения ПВО корабля.
F2H Banshee
ЛТХ:
Модификация F2H-2
Размах крыла, м 12.73
Длина самолета,м 14.68
Высота самолета,м 4.42
Площадь крыла,м2 27.31
Масса, кг
пустого самолета 5980
нормальная взлетная 11437
Тип двигателя 2 ТРД Westinghouse J34-WE-34
Тяга нефорсированная, кН 2 х 14.40
Максимальная скорость, км/ч 933
Практическая дальность, км 1883
Практический потолок, м 14200
Экипаж, чел 1
Вооружение: четыре 20-мм пушки
Боевая нагрузка — 600 кг на 2 узлах подвески
2 227-кг или 300-кг бомбы или
2 ПУ НУР.
Grumman F10F Jaguar
ЛТХ:
Модификация F10F-1
Размах крыла, м
максимальный 15.42
минимальный 11.18
Длина самолета,м 16.52
Высота самолета,м 4.95
Площадь крыла,м2 41.81
Масса, кг
пустого самолета 9265
нормальная взлетная 16080
Тип двигателя 1 ТРД Westinghouse XJ40-WE-8
Тяга нефорсированная, кН 1 х 48.50
Максимальная скорость, км/ч 1143
Крейсерская скорость, км/ч 1017
Практическая дальность, км 2687
Практический потолок, м 13960
Экипаж, чел 1
Вооружение: четыре 20-мм пушки
Боевая нагрузка — 1814 кг на 2 узлах подвески
2x 907-кг бомбы или 2 ПУ 24х70-мм или 6х127-мм НУР.
Пока шла разработка авианосца, началась реализация программы испытаний палубного бомбардировщика Neptune. P2V предварительно модернизировали, усилили шасси, установили реверсивные винты и посадочный крюк. Модификация получила обозначение P2V-3C. Летные испытания решили провести на тяжелых авианосцах типа Midway. Из-за большого полетного веса самолет мог взлетать с палубы лишь с помощью восьми пороховых ускорителей, посадка же производилась на наземный аэродром. 17 апреля 1948 года один из таких бомбардировщиков совершил успешный взлет с палубы авианосца Coral Sea.
P2V-3 Neptune
В 1948 году приступили к производству небольшой серии P2V-3C. Из 11 бомбардировщиков организовали специальную группу FASRON 104. Пилоты этой группы прошли обучение применению ядерного оружия и взлетам с ускорителями. Первым летчиком, освоившим новый вид оружия, стал Джон Хейворд. 7 марта 1949 года на самолете P2V-3C с весовым макетом ядерной бомбы на борту он взлетел с палубы авианосца Coral Sea, пересек территорию США с востока на запад, сбросил груз над условной целью и посадил машину на базе в штате Мэриленд. С этого момента ВМС стали вторым видом вооруженных сил США, способным применять ядерное оружие.
Небольшая цитата (взята с сайта «Уголок неба»):
«…В конце 1945 началась разработка суперавианосца водоизмещением 60 тыс. тонн, одновременно флот объявил конкурс на создание палубного самолета, способного поднять «Толстяка» — атомную бомбу, аналогичную взорванной над Нагасаки. Конкурс выиграла компания «Норт Америкэн». 24 июня 1946 года ей заказали прототип палубного бомбардировщика XAJ-1 «Сэвидж». Самолет должен был нести атомную бомбу Mk.VI — улучшенный вариант «Толстяка». Но принятие «Сэвиджа» на вооружение ожидалась не ранее осени 1949 года. Для экономии времени и подстраховки на случай неудачи с «Сэвиджем» решили приспособить для доставки ядерного боеприпаса «Нептун» — единственный морской самолет, который мог поднять боевую нагрузку в четыре тонны и при этом сохранить возможность взлета с авианосца. Авиация флота имела опыт по взлету самолетов PBJ-1H (В-25) и R4D (С-47) с авианосцев «Хорнет» и «Шангри Ла», однако «Нептун» был значительно крупнее.
Вскоре в испытательном центре авиации флота (NATC — Naval Air Test Center), расположенном в Патаксент Ривер (штат Мэриленд), начались испытания по взлету «Нептуна» с использованием восьми твердотопливных ускорителей JATO, создавших тягу 35 тонн за 12 секунд. Применение JATO являлось вынужденной мерой, так как палубный взлет самолета с полной заправкой и с габаритно-весовым макетом атомной бомбы был невозможен даже после установки более мощных двигателей A-3350-26W.
Ведущим испытателем назначили капитана Томаса Дэвиса, бывшего командира «Свирепой черепахи». После завершения цикла наземных испытаний,27 апреля 1948 года на борт авианосца «Корал Си», стоявшего в гавани Норфолка, с баржи погрузили два P2V-2. Ночью авианосец вышел в Атлантику, а в 7 часов 16 минут утра 28.04.48 капитан Дэвис в дыму и пламени ракетных ускорителей поднял свой самолет в воздух. Вслед за ним взлетел и второй «Нептун».
Эти полеты были выполнены на два месяца раньше, чем совершил первый полет прототип XAJ-1, ставший впоследствии первым реальным носителем атомного оружия, пригодным к авианосному базированию. Пока создавались заказанные в ВМС тяжелые штурмовики AJ-1, 12 «Нептунов» приспособили для взлета с авианосца, присвоив им обозначение P2V-3C. Помимо новых двигателей повышенной мощности, на них установили бензобаки двойного объема, а главное — они могли нести атомную бомбу Mk.VIII.
Сам боеприпас мощностью 14 килотонн отличался от «Малыша», сброшенного на Хиросиму, лишь деталями и представлял собой крупногабаритную авиабомбу с атомным зарядом из обогащенного урана-235. Длина ее составляла около трех метров, диаметр 0,62 метра и вес 4,1 тонны («Сэвидж» мог нести бомбу типа «нагасакской» — Mk.VI мощностью 20 кт, весом 4,5 т, длиной 3,2 метра и диаметром 1,5 метра).
В январе 1948 года была создана сводная эскадрилья VC-5 для испытания тяжелых штурмовиков, разработки теории и отработки тактики нанесения ядерных ударов с авианосцев. Эскадрилью возглавил капитан Джон Хэйуорд, возглавлявший до этого отдел планирования американских ВМС. На базе этой части должны были формироваться новые боевые эскадрильи.
В январе 1949 года все 12 специально оборудованных P2V-3C были переданы в эскадрилью VC-5. После тренировочных взлетов с применением JATO 4 марта 1949 года три «Нептуна» погрузили на авианосец «Корал Си». Через три дня Хэйуорд поднял один из них с макетом атомной бомбы на борту, пересек всю страну с востока на запад, сбросил «бомбу» на западном побережье и вернулся на аэродром, пробыв в воздухе 23 часа и пролетев 7240 км.
С марта по июнь было выполнено 30 взлетов с трех авианосцев типа «Мидуэй». Палубы этих кораблей были усилены, кроме того авианосцы оснастили спецоборудованием, позволявшим 40 высококвалифицированным специалистам собрать атомную бомбу за 48 часов, поскольку тогдашние меры безопасности требовали производить окончательную сборку ядерных боеприпасов непосредственно перед из погрузкой на самолет.
В сентябре 1949 года флот продемонстрировал свои достижения высшим офицерам армии и ВВС, доставив министра обороны Луиса Джонсона, министра авиации Стюарта Сайлингтона и председателя Объединенного Комитета Начальников Штабов генерала Омара Брэдли с борта «Мидуэя» в Вашингтон на борту P2V-3C, который пилотировал Хэйуорд.
5 октября 1949 года капитан Эшуорт выполнил перелет с авианосца, курсировавшего вблизи Норфолка, в зону Панамского канала, далее на север к Корпус-Кристи и сел в Сан-Диего (Калифорния). Полет длился 25 часов 45 минут, при этом было преодолено расстояние 7724 км.
7 марта 1950 года P2V-3C, взлетев с палубы авианосца, пролетает 8140 км за 26 часов.
21.04.50 фиксируется максимальный взлетный вес равный 33869 кг и достигается предельная дальность 8297 км.
8 дальнейшем один из P2V-3C оборудовали тормозным гаком вместо демонтированной хвостовой турели. Хейуорт с экипажем, сокращенным до минимума из-за высокой степени риска, выполнил 182 посадки на участок ВПП, оборудованный аэрофинишером, и рекомендовал начать испытания по посадке «Нептуна» на палубу авианосца.
Однако прекращение программы строительства «суперавианосцев» типа «Юнайтед Стейтс» и появление AJ-1, лучше приспособленного для палубного базирования, послужили причиной отмены испытаний. В результате «Нептун» так и не стал полноценной палубной машиной. Тем не менее, 6 января 1950 года командование флота заявило о готовности к нанесению ядерных ударов с авианосцев…»
Закладка авианосца CVA-58 United States состоялась на верфи компании Newport News Shipbuilding and Drydock Co. в Ньюпорт-Ньюс 18 апреля 1949 года. Однако всего через четыре дня приказом только что вступившего в должность министра обороны США Луиса Джонсона работы прекратили, а денежные средства передали на реализацию программы строительства тяжелых бомбардировщиков В-36. Это неожиданное решение повергло высшее командование флота в состояние шока. Морской министр подал в отставку, а по штабам начали гулять небезосновательные слухи о передаче морской авиации военно-воздушным силам и об упразднении корпуса морской пехоты.
Нужно сказать, что стоимость «Юнайтед Стейтс» оценивалась в 218 млн. долл, однако оппоненты данного проекта полагали, что эту сумму следует как минимум удвоить; собственно поэтому сразу же после закладки корабля в Вашингтоне развернулась настоящая схватка между руководством ВМС и ВВС, вошедшая в историю как «битва на Потомаке». Соответственно отставка морского министра (и ряда высших офицеров флота) получила прозвище «бунта адмиралов».
Неизвестно, чем бы закончилось это противостояние двух видов вооруженных сил, не обратись Карл Винсон, в то время председатель комиссии по делам вооруженных сил США, к президенту и Конгрессу. Две недели комиссия Конгресса проводила расследование сложившейся ситуации, после чего морская авиация осталась под юрисдикцией флота.
Внимание специалистов опять сосредоточилось на беспилотных носителях. В качестве временной меры командование ВМС приняло решение разместить на некоторых ударных авианосцах крылатые ракеты Regulus I с ядерными боевыми частями. Запускаться они должны были «по-самолетному», с разбегом на трехколесной сбрасываемой тележке с помощью штатной катапульты. Успешное испытание такой ракеты на борту авианосца Hancock CV-19 состоялось в 1950 году, но на вооружение ее приняли только через пять лет. За это время у ВВС число типов носителей выросло с одного до шести. К печально известному В-29 добавились В-36, В-45, В-47, В-50 и крылатая ракета Matador.
Через год началась война в Корее, которая отрезвила сторонников радикального сокращения флота. В общей сложности в боевых действиях участвовали 12 авианосцев — большей частью ударные, типа Essex. Авиация флота совершила 275 912 боевых вылетов, сбросив 163 026 т бомб и выстрелив 71 804 000 снарядов из бортовых пушек. Эффективность применения палубной авиации при осуществлении воздушной поддержки была столь высока, что непримиримые антагонисты из ВВС изменили тактику действий своих самолетов и восстановили в своем составе ранее упраздненное тактическое авиационное командование.
Уже в конце Корейской войны флот получил долгожданные ассигнования на развитие авианосных сил. Возвращаться к постройке кораблей по старым проектам не стали и развернули программу модернизации кораблей типа Midway и Essex.
А в последующем американский флот плучил корабль с еще более внушительными (даже по сравнению с АВ «United States» ) характеристиками. Это был CVA-59 Forrestal, первый в длинном ряду суперавианосцев, носителей реактивных самолетов (заложен в 1952 г., спущен на воду в 1954 году, первый поход в 1956 г.).
И носитель ядерного оружия, полностью отвечавший замыслам американских адмиралов (палубный бомбардировщик, способный доставлять атомную бомбу массой 4500 кг на расстояние 3200 км) на нем тоже появился, Douglas А-3 Skywarrior.
До того момента, когда основной стратегической ударной силой флота стали АПЛ с БР «Посейдон» именно эти бомбардировщики представляли собой ядерную дубину US Navy. Но к несостоявшемуся CVA-56 «United States» это уже отношения не имело…
Ссылки:
http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/M
http://www.airwar.ru — информация о палубных самолетах и их изображения
http://www.ship.bsu.by/ — «Энциклопедия кораблей» — рисунки CVA-56 «United States»
http://www.pentagonus.ru/publ/44-1-0-103