Альтернативная бронетехника на шасси арт-тягача ЯАЗ Я-12.
Содержание:
Реальная история
В 1943 году НАТИ разработал на шасси Т-70М/CУ-76М, арт-тягач, а Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) построил и предоставил на испытания в конце марта 1943 года, три опытных образца (по заводским данным – пять) новых арт-тягачей, получивших название Я-11. После обкатки и кратких контрольных проверок, в апреле на этих машинах совершили пробег в Москву, которым руководил директор завода А.А.Никаноров. Приемка тягачей состоялась прямо перед крыльцом ГАУ. Военные в целом остались довольны машинами, да и выбора у них не было, а пробег Ярославль- Москва на Я-11 засчитали как госиспытания. Тягач сразу приняли на вооружение. В мае — июне 1943 года он прошел краткие испытания на полигоне в Кубинке. Кроме необходимости проведения мелких доработок они выявили потребность в установке ограничителей оборотов двигателей для предотвращения их «перекрутки». Производство первой партии тягачей (50 машин) планировалось начать уже в июне, и завод форсировал подготовку их серийного производства.
К середине июня на сборке уже стояли с десяток рам из заложенных пятидесяти. Но именно в период с 4 по 22 июня ожесточенные бомбежки ГАЗа, накануне немецкого наступления на Курской дуге надолго вывели из строя его моторный корпус №1, производивший двигатели ГАЗ-М. В результате тягач Я-11 остался без силовой установки. Других, подходящих по мощности, в наличии не было. Складывалось, казалось, безвыходное положение…
Для ускорения освоения производства новых грузовых автомобилей (ЯГ-9, Я-14 и Я-17) в США решили заказать 1500 силовых агрегатов GМС-4-71. С такой просьбой к И.В.Сталину обратился в декабре 1941 года директор ЯГАЗ А.А.Никаноров. Сталин решил вопрос положительно. В связи с освоением новых видов военной продукции и трудностями их производства, ярославцы о заказе забыли. Вспомнили только в начале июля 1943-го, когда на ЯГАЗ начали поступать вагоны с силовыми агрегатами GМС-4-71 и запчастями к ним. До этого как невоенный груз они задерживались во Владивостоке, И тут выяснилось, что силовой агрегат GМС (дизель 4-71, главный фрикцион «Лонг-32», 5-ступенчатая КП «Спайсер-5553») по своим энергетическим и массо-габаритным показателям как нельзя лучше подходил под установку на тягач Я-11. Быстро, в течение двух недель, сделали компоновку тягача с новым двигателем и выпустили основные рабочие чертежи по его установке, оборудованию вспомогательными системами и по неизбежным переделкам трансмиссии.
Силовой агрегат GМС удачно разместили со сдвигом от центра вправо на 100 мм и с наклоном назад на 4°. Впереди смонтировали новый большой радиатор пластинчатого типа с диффузором (подобный ставился на грузовики ЯГ-6), а водомаслорадиатор уже входил в состав двигателя, что было тогда большой редкостью. На щитке приборов появился отсутствовавший ранее аэротермометр. Питание двигателя теперь происходило из двух баков: основного (124 л) и резервного (176 л). Топливо подвергалось двойной фильтрации (и еще сверхтонкой — в насос-форсунках) — иначе двигатель GМС не мог работать. Вместе с ним поставлялись и два более эффективных пылеемких воздушных фильтра, обеспечивающих почти 100% очистку.
В задней части шасси установили одну главную передачу с двумя механизмами поворота и тормозами, теперь полностью унифицированную с Т-70М и СУ-76М, кроме передаточного числа. Его пришлось уменьшить до 1,000 — по сравнению с Я-11, частота вращения коленчатого вала двигателя СМС также уменьшилась на 40%, зато момент на выходе из КП возрос на 36%.
Однако из-за возросшей полной массы нового тягача (более, чем на тонну) клиренс его уменьшился на 53 мм. Заднее буксирное приспособление было поднято на 25 мм для приведения его в соответствие с новыми прицепными системами. Размеры деревянной с металлической окантовкой грузовой платформы пришлось уменьшить — площадь пола теперь составляла 3,37 м2, а объем кузова — 2,02 м3. Ящики для ЗИПа вынесли наружу за пределы платформы, что и заставило значительно уменьшить ее внутреннюю ширину. На количестве перевозимого груза и численности орудийного расчета это не отразилось — те же ящики с боекомплектом и 8 — 10 бойцов.
Ввиду значительно возросшей мощности двигателя (и удельной мощности — на 13%) максимальная скорость движения (на пятой передаче) без прицепа на дорогах с твердым покрытием увеличилась до 37 м/ч, но максимальное расчетное тяговое усилие уменьшилось на 12%. Так как на Я-11 тяговое усилие было излишним и не реализовывалось полностью по сцеплению с грунтом, то и на новой машине его оказалось достаточно для буксирования 8-тонных арт- систем.
В начале августа 1943 года были изготовлены три новых дизельных тягача, получивших марку Я-12. На одном из них снова съездили в Москву, в ГАУ. Этот пробег засчитали за заводские испытания, и машина была принята на вооружение.
Здесь, как и в войсках, все Я-12 продемонстрировали вполне удовлетворительную надежность, хорошую динамику, достаточную плавность хода, высокую максимальную скорость, удобство управления. Неплохая для машин такого весового класса тяга по грунту позволяла уверенно буксировать 85-мм зенитные пушки 52К, 122-мм корпусные орудия А-19, 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и даже 203-мм тяжелые гаубицы Б-4.
При ремонте Я-12, особенно полевом, положение облегчала высокая степень унификации агрегатов трансмиссии (БФ, тормоза, важнейшие элементы ГП и БП) и ходовой части (практически полностью) с соответствующими агрегатами и деталями танков Т-70М и особенно самоходных установок СУ-76М, к тому времени массово выпускавшихся на трех заводах, технологически лучше оснащенных, чем ЯАЗ. Например, вместо ГП Я-12 можно было поставить ГП СУ-76М с уменьшением при этом максимальной скорости до 29,5 км/ч. Поэтому при выходе Я-12 из строя их обычно восстанавливали достаточно быстро и безвозвратные потери были невелики.
Новая машина, выполненная на более высоком техническом уровне, по сравнению с довоенными тягачами, получила признание и у артиллеристов, и у водителей-эксплуатационников, а также у ремонтников — обслуживать Я-12 оказалось несравненно проще, а запчастей к ним вполне хватало (в том числе к дизелю (GМС-4-71). В августе 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за разработку и освоение в производстве быстроходного тягача Иван Иванович Дронг получил орден Красной Звезды. Были награждены и другие участники работ по Я-11 и Я-12.
Хроническим недостатком Я-12, заранее обусловленным и перешедшим на него с Я-11, являлось применение танковых траков с недостаточно развитыми грунтозацепами и, соответственно, с плохими сцепными свойствами при движении по густой грязи и при гололеде. Правда, на каждый девятый трак могли одеваться шпоры, но они редко бывали в наличии, да и помогали мало. Машина, обладая даже на тяжелом бездорожье избыточной силой тяги по двигателю, но недостаточной по сцеплению, порой буксовала на обледенелом подъеме с 5-тонным прицепом, который совершенно свободно мог вытягивать гусеничный трактор ЧТЗ-С-65. Нередко для этих целей использовали сцеп из трех тягачей.
К концу войны в частях Красной Армии находилось 1270 ярославских тягачей всех модификаций. Встречались они и в частях Войска Польского, и в Чехословацком корпусе. Я-12 принимали участие в параде Победы. Так как их эксплуатация активно продолжалась и после войны, в 1946 году один Я-12 прошел на Кубинкском полигоне повторные, как бы контрольные испытания. Заодно они подтвердили эффективность внесенных в конструкцию изменений. В артиллерийских частях и как буксировщики в ВВС служили тягачи Я-12 достаточно долго. По крайней мере, в Гороховецких лагерях они встречались еще в 1954 году. В основном оттого, что трудностей с запчастями к ним не было, а силовой агрегат GМС-4-71 всегда можно было заменить на ЯАЗ-204 — его метризованную копию. В памяти артиллеристов Я-12 остался не идеальным, но вполне надежным тягачом, который может работать практически в любых дорожных и погодных условиях, и способным если не в одиночку, то в паре обеспечить доставку тяжелого орудия на огневую позицию.
Альтернатива.
Высокая потребность РККА в мобильной артиллерии, неудачный опыт с СГ-122 и изучение трофейных самоходных 105-150 мм гаубиц Grille (Sturmpanzer 38(t)), Веспе (Sd Kfz 124), Hummel (15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV (Sf)), подтолкнула НКТП выступить с инициативой создания самоходной 122-мм гаубицы для поддержки бронетанковых подразделений и замены буксируемой артиллерии в частях.
В процессе производства Я-12, инженеры ОКБ ЯАЗ предложили ГАБТУ проект бронированной самоходной гаубицы на базе Я-12. 122 мм гаубица М-30, на тумбовой установке, монтировалась непосредственно в кузове тягача Я-12. Корпус состоял из стальных тавровых профилей, к которым сваркой крепились бронелисты. Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 15, бортовой — 10, кормы −10. Борта рубки образованы слегка наклоненными внутрь трапециевидными бронелистами, над моторным отделением монтировались ещё два трапециевидных бронелиста. В кормовой части открытой сверху рубки имелась двустворчатая бронированная дверца. Экипаж САУ из шести человек получил круговую защиту от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. В непогоду рубка сверху затягивалась брезентом, брезент крепился к металлическим дугам и бортам рубки. Открытая сверху бронерубка защищала двигатель, кабину водителя, орудие, боекомплект и экипаж.
Машина получившая индекс САУ-12-122, успешно прошла госиспытания и в ноябре 1943 года была принята на вооружение.
Вооружение САУ состояло из пулемета ДТ. Возимый боекомплект 30 122мм выстрелов.
Машина поступала на вооружение гаубичных дивизионов гвардейских танковых бригад и в отдельные тяжелые танковые бригады.
Высокая подвижность самоходных гаубиц САУ-12-122, давала возможность при проведении наступательных операций 1944-45 года вводить их в прорывы вместе с танками и мотопехотой, что обеспечивало наступающим частям непосредственную и постоянную артиллерийскую поддержку.
После запуска в производство двигателя ЯМЗ-204 в 1944 году, производство САУ увеличивалось нарастающими темпами и до конца войны РККА получила 840 САУ-12-122.
Поступление в Красную Армию значительного количества быстроходных самоходных гаубиц нового поколения сыграло большую роль в повышении подвижности и маневренности артиллерийских частей танковых корпусов и армий.
Модификации:
В 1944 году, на вооружение была принята 37-мм ЗСУ на бронированном шасси Я-12, ЗСУ-12-37. Машина поступала в подразделения ПВО гвардейских танковых бригад.
На базе бронированного шасси Я-12, был создан бронированный транспортер боеприпасов, который поступал на вооружение самоходных гаубичных дивизионов из расчета один транспортер на батарею.
На его базе, была создана командно-штабная машина КШМ-12 (произведено 256 штук) и 12 местный БТР (на вооружение не принят).
САУ, ЗСУ и КШМ находились на вооружении СА до 1962 года.
С уважением,
Сергей Сыч
Источник: http://www.bronetehnika.narod.ru/ya12/ya12.html
P.S. Интересная и единственная фотография из ЦАМО РФ, всплывшая на страницах ЖЖ и определенная как “СУ С2, 122 мм САУ ЧТЗ на шасси трактора Сталинец С-2 1941 года”, таковой не является, так трактор Сталинец С-2 имел абсолютно другую конструкцию шасси, да и вообще таких шасси не было у наших тракторов.
На самом деле, это скорее всего одна из реальных попыток создать самоходную гаубицу, путем установки М-30 на бронированный ЯМЗшный Я-11 (что имело подтверждение одной строкой, в одном из текстов по Я-11 и Я-12).