Так и невзлетевший наследник легендарной Утки. Опытный многоцелевой гидросамолет-амфибия Columbia XJL-1. США

11

Так и невзлетевший наследник легендарной Утки. Опытный многоцелевой гидросамолет-амфибия Columbia XJL-1. США

Работы по Design 42 – однмоторной амфибии-моноплану, предназначавшейся в качестве замены J2F-1, были начаты в Бетпейдже (Bethpage) в июне 1939 года. Однако более важные работы, полностью загрузившие конструкторское бюро компании Grumman, вынудили компанию заморозить проект, который находился в «спящем» состоянии, пока компания Columbia Aircraft Corporation (Columbia) не начала работу по изготовлению J2F-6.

В то время руководство компании Grumman и командование ВМС США согласились с тем, что разработка моноплана-амфибии для замены биплана Grumman J2F Duck будет стоящим проектом при условии, что он не будет мешать более важным работам и что производство будет передано компании Columbia. Проектные работы были возобновлены в Бетпейдже в конце 1942 года и продвигались крайне медленно до конца 1943 года, когда проект был перенесен в Валли-Стрим (Valley Stream) для детального проектирования инженерами компании Columbia.

схема многоцелевого гидросамолета-амфибии XJL-1

схема многоцелевого гидросамолета-амфибии XJL-1

Однако даже после передачи ответственности за проектирование компании Columbia работы шли медленно, и ни один из двух заказанных прототипов, получивших обозначение XJL-1 (номера управления аэронавтики [BuNo] 31399-31400), не были готовы до окончания Второй Мировой войны. Однако работы по самолетам данного типа продвинулись до такой стадии, что руководство компании Columbia получило разрешение изготовить в течение лета 1946 года прототип. Также компания Columbia была проинформирована, что заказа на серийное производство амфибий XJL-1 не будет.

Сохраняя типичную компоновку центрального поплавка-фюзеляжа, разработанного Гловером Лёнингом (Grover Loening), амфибия Design 41 отличалась от Grumman J2F Duck не только монопланной конфигурацией, но а также шасси: вместо классического машина получила шасси с носовой стойкой. Помимо этого основные стойки больше не убирались вертикально в центральный поплавок; вместо этого они, получив необычайно большую длину, крепились к широкому центроплану крыла и убирались внутрь него. Носовая стойка полностью убиралась в переднюю часть поплавка. Как и в Grumman J2F Duck экипаж XJL-1 состоял из двух человек, которые в новой машине размещались также, как и их предшественники – тандемом. Помимо этого под кабиной экипажа и позади нее в центральном поплавке-фюзеляже находились места для четырех пассажиров. Силовая установка самолета состояла из девятицилиндрового радиального двигателя Wright R-1820-56, развивавшего мощность 1350 л.с. и вращавшего трехлопастный воздушный винт.

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

первый прототип XJL-1 (BuNo 31399) на испытаниях на авиабазе ВМС США Патаксент-ривер, штат Мэриленд; 17 сентября 1948 года. Снимок был сделан незадолго до завершения испытаний (USN/National Archives)

Свой первый полет прототип BuNo 31399 совершил в Валли-Стрим 25 октября 1946 года, второй прототип XJL-1 поднялся в небо незадолго до конца этого года. В 1947 году оба самолета были испытаны на территории авиабазы ВМС США Патаксент-ривер (NATC Patuxent River), после чего машины были отправлены на хранение в Норфолк, штат Вирджиния. В 1959 году эти два гидросамолета были проданы частным лицам и получили номера гражданской регистрации N54207 и N54205. К сожалению, различные варианты восстановления самолетов, в том числе и использование одного XJL-1 для кругосветного полета, не были реализованы.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Columbia XJL-1

Назначение: многоцелевой гидросамолет-амфибия

Статус: опытный

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: девятицилиндровоый радиальный двигатель Wright R-1820-56, развивавшего мощность 1350 л.с. и вращавшего трехлопастный воздушный винт

Размеры:

размах крыла 50 футов (15,24 м)
длина 45 футов 11 дюймов (14,00 м)
высота 16 футов (4,88 м)
площадь крыла 413 кв. футов (38,37 м²)

Масса:

пустого 7250 фунтов (3289 кг)
с полной загрузкой 13000 фунтов (5897 кг)
удельная нагрузка
• на крыло 31,5 фунтов на кв. фут (153,7 кг/м²)
• на мощность 9,6 фунтов на л.с. (4,4 кг/л.с.)

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 200 миль в час (322 км/ч)
крейсерская скорость 119 миль в час (191 км/ч)
скороподъемность 1110 футов в минуту (5,6 м/с)
максимальная дальность полета 2070 миль (3,330 км)

Количество изготовленных: 2 экз.

источник: René J. Francillon «Grumman Aircraft since 1929» page 273

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnye-mnogocelevye-gidrosamolety-amfibii-columbia-xjl-1

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account