Юрий Пашолок. Котловое сопровождение советских механизированных частей

2

Юрий Пашолок. Котловое сопровождение советских механизированных частей

Рассказ о КП-3, первой отечественной полевой кухне, предназначенной для перевозки автомобильной техникой

Вопрос обеспечения войск всем необходимым является ничуть не менее важным, чем создание новой военной техники. Войска, оставшиеся без обеспечения, включая горячее питание, воюют совсем иначе. По этой причине данный вопрос во многих армиях мира стоял крайне остро. В полной мере это касалось и Красной Армии, которая, несмотря на все проблемы, достигла немалых успехов. В том числе и на ниве создания матчасти, предназначенной для снабжения войск горячей пищей. Тут мы достигли больших успехов, нежели те же немцы.

КП-3-37 на выставке "Моторы Войны"

КП-3-37 на выставке «Моторы Войны»

Одними из символов реформ, которые проводились Красной Армии в 30-е годы, стали колесно-гусеничные танки БТ. Между тем, далеко не одни они стали символами технического прогресса Красной Армии. Никто же не задумывается, чем питались экипажи танков, которые проходили на своих быстроходных машинах многокилометровые марши. Так вот, данный вопрос также вентилировался в умах командования Красной Армии. Одним из результатов стало появление КП-3 (или КП-3-37), полевой кухни, которую вполне можно считать символом технического прогресса Красной Армии.

КП-3-37 получилась заметно тяжелее и больше предшественников

КП-3-37 получилась заметно тяжелее и больше предшественников

Одним из стереотипов стремительных наступлений являются колонны танков, которые резво едут по дорогам, подминая под себя населенные пункты. На самом деле наступление — это длинные вереницы колонн, которые состоят из машин (и не только их) из подразделений, которые обеспечивают снабжение войск. В том числе и в ходе глубоких наступательных операций. Конечно, некоторое время можно прожить на сухпайке и местных продуктах, но это скорее исключение. А вот правило — это повышение подвижности тех, кто войска снабжает всем необходимым и кормит.

Котлы имели раздельный подогрев, третий котел, для кипятка, запитывался от одного из них

Котлы имели раздельный подогрев, третий котел, для кипятка, запитывался от одного из них

Решать этот вопрос предстояло всем армиям мира. К началу 30-х годов, впрочем, повышением мобильности тех же полевых кухонь мало кто занимался. Некоторые и вовсе пустили дело на самотек. Немцы, например, свои полевые кухни, доставшиеся им еще еще с кайзеровских времен, почти не переделывали. Логика в этом имелась: пехотные дивизии продолжали использовать лошадей, так что деревянные колеса со стальными ободами не потеряли актуальности. Если же требовалось повысить мобильность, кухню банально заталкивали внутрь грузовика. Причем это не фронтовая смекалка, а вполне штатное действие, прописанное в инструкции по эксплуатации.

КП-3 (на фотомодель с односкатными колёсами) быстро стала появляться на маневрах Красной Армии

КП-3 (на фотомодель с односкатными колёсами) быстро стала появляться на маневрах Красной Армии

Надо сказать, что и в Красной Армии придерживались похожей концепции. Даже в конце 30-х годов кухни нового образца, например, ПК-39, оснащались деревянными колёсами со стальными ободами. Логика железобетонная: средняя скорость колонны примерно равна скорости лошади, причем отнюдь не скачущей. В таких условиях повышение мобильности обычных полевых кухонь, как пехотных, так и кавалерийских, не имело никакого смысла. Что-то более «скоростное» требовалось для механизированных частей, а они стали формироваться в начале 30-х годов.

КП-3-37 в походном положении, уже стоят дывухскатные колеса

КП-3-37 в походном положении, уже стоят дывухскатные колеса

Кухни Красной Армии, как и немецкие, были небольшими. Как правило, речь шла об однокотловых моделях, также имелась двухкотловая 2КО, которая позволяла одновременно готовить первое и второе блюдо. Между тем, в начале 30-х годов стартовали работы по принципиально новой кухне. В отличие от предшествующих образцов, эта полевая кухня должна была перевозиться за грузовиком, а также обеспечивать пищей гораздо больший объем личного состава. Таким образом решался вопрос обеспечения механизированных колонн горячей пищей.

Потерянная летом 1941 года КП-3. Впереди открыт продуктовый ящик

Потерянная летом 1941 года КП-3. Впереди открыт продуктовый ящик

Новая модель получила обозначение КП-3 (кухня походная, 3-котловая). Первый образец данной полевой кухни появился в 1931 году, примерно в это же время появилась двухкотловая 2КО. Эти два образца друг с другом пересекаются, что особенно заметно по объему двух котлов КП-3. Первый (стоял сзади-слева) из них, на 190 литров, предназначался для приготовления первого блюда. Второй (правый-задний, он же кашный), с масляной рубашкой и объемом 130 литров, предназначался для приготовления второго блюда.

КП-3-37 на фронте

КП-3-37 на фронте

А вот дальше начинались различия. В дополнение к этим двум котлам появился третий, на 145 литров, для приготовления кипятка. Следует отметить, что указанный объём не означал, что такова полная загрузка котлов. Котел для первых блюд реально вмещал 160 литров блюда, котел для вторых блюд мог вместить до 100 литров, а третий котел — до 110 литров кипятка. Остальной объем оставался за паром. Еще одним отличием стало появление духовых шкафов (их было два). КП-3 стала первой серийной отечественной полевой кухней, которая получила духовой шкаф.

А это мая 1945 года, Берлин

А это мая 1945 года, Берлин

По факту отличий было гораздо больше, самым главным из которых стало основное назначение КП-3. Перевозиться она должна была за грузовиками (прежде всего ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА), а это позволило существенно «нагрузить» кухню дополнительным «обвесом». Подобное стало возможным благодаря мощной раме и установке «автомобильной» рессорной подвески. Кроме того, если 2КО (или 2-КО) возилась вместе с передком, в котором находился продуктовый ящик, у КП-3 ящик перенесли в саму кухню.

На Олдтаймер Галерее Ильи Сорокина, март 2020 года

На Олдтаймер Галерее Ильи Сорокина, март 2020 года

Всё это привело к тому, что получилась по-настоящему большая и тяжелая полевая кухня. Полная масса КП-3 превысила полторы тонны, впрочем 2-КО, вместе с передком, получилась не сильно легче. Такая масса сыграла свою роль в истории кухни. Достаточно сказать, что процесс ее принятия на вооружение растянулся более чем на 4 лет. Ранние кухни имели односкатные колеса, что оказалось маловато. Особенно на пересеченной местности. Также потребовались и другие доработки, которые потребовались по опыту эксплуатации КП-3 в войсках.

Сейчас это единственный комплектный экземпляр КП-3-37, которая находится в музейном экспонировании

Сейчас это единственный комплектный экземпляр КП-3-37, которая находится в музейном экспонировании

Официально принятый на снабжение Красной Армии вариант КП-3-37 (обр.1937 года) получил двухскатные колеса. Реально двухскатные колеса появились чуть раньше — с 1936 года. Также менялись шины, причем именно они стали главной причиной введения двухскатных колес. Связано это с меньшей нагрузкой шин 6,5-20. Все эти изменения не меняли главного. КП-3, которая стала мелькать в войсках уже в середине 30-х годов, оказалась настоящим прорывом. По уровню значимости эту полевую кухню можно ставить в один ряд с артиллерийским тягачом «Коминтерн».

На фоне аналогичных кухонь КП-3 была настоящий звездолёт

На фоне аналогичных кухонь КП-3 была настоящий звездолёт

Надо сказать, что 2КО тоже была непростой полевой кухней, но КП-3 получилась настоящим звездолетом. Это была едва ли не лучшая полевая кухна того времени. Одновременно КП-3 могла обслужить до 150-180 человек. Это означало, что одна кухня обеспечивала довольно крупное механизированное подразделение. Кроме того, эта кухня могла перевозиться на высокой скорости. Даже странно, что небезызвестный Резун-Суворов на нее обратил внимание. Прямо натуральная автострадная кухня-агрессор.

ПО бокам стоят сливные краны

ПО бокам стоят сливные краны

Впрочем, как раз совершенная конструкция стала главной проблемой КП-3. Еще до начала Великой Отечественной войны на КП-3-37 стали ставить котлы из нержавеющей стали вместо медных. Но главной проблемой было другое — недостаточный объём производства. И ведь не сказать, что КП-3 малосерийная — их выпустили не менее 12 с лишним тысяч штук. Но учитывая потребности механизированных соединений, этого оказалось недостаточно. Требовалось минимум в 2-2,5 раза больше полевых кухонь на автомобильной тяге. Это привело к появлению однокотловой КП-41, а затем знаменитой КП-42.

Труба складная, телескопическая

Труба складная, телескопическая

Как и в случае с другим имуществом Красной Армии, КП-3-37 понесли летом-осенью 1941 года тяжелейшие потери. В результате эти кухни, в большом количестве оказались у немцев. Обозначались трофеи как Feldküche KP-3-37 (r). Оценили их по-достоинству. Даже немецкие историки военной техники признают, что советская полевая кухня была на голову выше немецких моделей. Впрочем, тяжёлые потери не помешали КП-3-37 очень активно применяться всю войну. Доехали эти полевые кухни до Берлина, где из них тоже если немцы. Но есть нюанс…

КП-3-37 можно было перевозить на высокой скорости, благодаря колесам с пневматическими шинами и рессорной подвеске

КП-3-37 можно было перевозить на высокой скорости, благодаря колесам с пневматическими шинами и рессорной подвеске

КП-3-37 продолжали использоваться Советской Армией в ранний послевоенный период, но постепенно их списывали. В итоге сложилась такая печальная ситуация, что кухни эти полностью исчезли. Тут сетовать бесполезно, ровно то же самое было и за рубежом. Как обычно, спасать положение стали частники. Ныне единственная комплектная кухня данного типа находится в коллекции Евгения Шаманского. Восстановленная его мастерской КП-3 занимает видное место на выставке «Моторы Войны».

Кухня отличалась богатой комплектацией

Кухня отличалась богатой комплектацией

Обычно мимо этой кухни люди проходят мимо, и абсолютно зря. Как уже говорилось выше, КП-3 стала настоящим событием для советской промышленности. Да и не только советской. В 30-е годы разные армии мира создали новые модели полевых кухонь, также рассчитанных на перевозку грузовым транспортом. Но они явно уступали советской разработке. Впрочем, как показали дальнейшие события, требовалось что-то менее совершенное, зато более массовое.

Список источников:

      • lewhobotov.livejournal.com
      • Походные кухни, их эксплуатация и хранение, Ковалев М.И., Военное издательство, 1952
      • Справочник по продовольственной службе для начальствующего состава Красной Армии, Воениздат, 1940
      • SA-KUVA

источник: https://dzen.ru/a/Z0bppb08vjBudxCg

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account