Юрий Пашолок. Карманный Т-34 лейтенанта Проворнова

11

Юрий Пашолок. Карманный Т-34 лейтенанта Проворнова

Проект легкого танка, который в июле 1942 года предложил лейтенант К.Я. Проворнов

Рационализаторство и изобретательство в Советском Союзе поощрялось. Конечно, над предлагавшимися идеями часто посмеивались, эпизод про свинтопрульный аппарат появился не на пустом месте. Вместе с тем, давайте будем реалистами. В случае с вполне серийными образцами стрелкового вооружения, некоторые из которых стали классикой, процент конструкторов-самоучек был не такой уж и маленький. Да и в других областях хватало самородков, иногда даже не имевших профильного образования, которые «выстреливали», как та самая палка. Наверху это прекрасно понимали, поэтому и поощрялись всевозможные идеи. Естественно, хватало их и на ниве танкостроения.

К.Я. Проворнов, автор проекта легкого танка

К.Я. Проворнов, автор проекта легкого танка

В отделе изобретений ГАБТУ КА отложилось несколько тысяч дел с различными предложениями. Среди них большая половина представляет собой проекты не от мира сего, но хватает и вполне здравых идей. Некоторые из этих предложений даже реализовали в металле, либо дело продвинулось до полноценных эскизных проектов, которые далее не реализовали по тем или иным причинам. Отдельный пласт представляют собой рацпредложения, которые шли из действующей армии. Одним из них стал проект легкого танка, предложенный в июле 1942 года лейтенантом К.Я. Проворновым. Несмотря на некоторую схематичность, этот проект хорошо отражал идеи, которые в то время часто приходили в головы советских танкистов.

Продольный разрез легкого танка лейтенанта Проворнова. Он несколько условен, поскольку МТО переделывалось несколько раз

Продольный разрез легкого танка лейтенанта Проворнова. Он несколько условен, поскольку МТО переделывалось несколько раз

До лета 1942 года Проворнов в каких-то активностях, связанных с танкостроением, замечен не был. В 1941 году Константин Яковлевич закончил Ульяновское БТУ по 1-му разряду, 10 июня того же года ему присвоили звание лейтенанта. Спустя 2 недели началась война. К тому моменту лейтенант Проворнов служил командиром взвода в батальоне средних танков 98-го танкового полка 49-й танковой дивизии 24-го механизированного корпуса. По факту в 49-й ТД самое тяжелое, что имелось — это 10 БТ-7. В течении июля 1941 года подразделения дивизии, в основном укомплектованные новыми кадрами, вели оборонительные бои. К началу августа дивизия всё еще имела в своём составе 10 танков БТ-7. Далее 49-я ТД оказалась в окружении, большинство остававшегося личного состава либо погибла, либо пропала без вести.

Реконструкция внешнего вида. По факту внешний вид мог быть и несколько иным,особенно с учетом упоминания шаровой установки курсового пулемета. Китайским товарищам, ворующим модели из игры, на заметку

Реконструкция внешнего вида. По факту внешний вид мог быть и несколько иным,особенно с учетом упоминания шаровой установки курсового пулемета. Китайским товарищам, ворующим модели из игры, на заметку

В статусе пропавшего без вести находился и лейтенант Проворнов, но далее выяснилось, что он был ранен. В феврале 1942 года лейтенант обнаружился в госпитале. Летом 1942 года Проворнов снова оказался в Ульяновске, откуда 5 июля он и прислал своё предложение. Называлось оно просто и бесхитростно — «Легкий танк». Исходя из того, что у Проворнова получилось, он явно переучивался на Т-34. Вместе с тем, нельзя не заметить, что предложение отличалось довольно неплохой проработкой, особенно для человека, который изначально собирался стать учителем.

Схема МТО. Компоновочное решение получилось оригинальным, при этом Проворнов учитывал не только отечественные, но и зарубежные разработки

Схема МТО. Компоновочное решение получилось оригинальным, при этом Проворнов учитывал не только отечественные, но и зарубежные разработки

Концепция легкого танка Проворнова представляла собой переосмысление тех боевых машин, с которыми лейтенант был знаком. Видел он не только Т-34, но и тот же Т-60, да и Т-70, к тому моменту, уже пошли в войска. Еще один средний танк был не нужен, а вот с легкими имелась проблема. И Т-60, и Т-70 являлись «мобилизационными» машинами, в основе которых находился плавающий танк-разведчик Т-40. Ничего лучше, на тот момент, создать было невозможно, тем не менее, летом 1942 года вылезли недостатки компоновки Т-70. Это касалось, прежде всего, одноместного боевого отделения. Как раз в июле 1942 года состоялось совещание, на котором появилось задание сделать Т-70 двухместную башню. В этом смысле проект Проворнова является лакмусовой бумажкой. По нему отлично видно, чего хотели сами танкисты.

Аналогичную систему спарки моторов можно видеть на Matilda. Работала она надежно

Аналогичную систему спарки моторов можно видеть на Matilda. Работала она надежно

Несмотря на то, что к проекту есть некоторые вопросы (длина 4000 мм всё же маловата, он бы получился на полметра длиннее, да и ширина явно больше 2000 мм), здравые идеи тут видны отлично. У Проворнова получился маленький Т-34. Ну или Т-50 поменьше, это уже как посмотреть. Сам Т-50 он вряд ли видел, но получилось примерно то, чего танкисты хотели от легкого танка. То есть машина с конфигурацией корпуса и башни по типу Т-34. Экипаж в проекте не прописывался, впрочем, в отделении управления вряд ли поместилось бы больше одного человека. Боевая масса 11 тонн и скорость до 45 км/ч выглядели вполне реалистично для танка таких габаритов.

Вынос баков из боевого отделения был очень правильной идеей. Как и изоляция МТО

Вынос баков из боевого отделения был очень правильной идеей. Как и изоляция МТО

В ходе работы по своему танку Проворнов неоднократно вносил изменения в компоновку отдельных узлов и агрегатов. Связано это оказалось с тем, что он явно видел некоторые ошибки, допущенные в ходе исходных работ. Вместе с тем, общие идеи выглядели весьма интересно. В отличие от Т-34, на своем танке Проворнов хотел использовать торсионную подвеску, как более компактную. Баки из боевого отделения оказались вынесены в МТО, что тоже являлось прогрессивным решением.

Торсионная подвеска также являлась передовым решением

Торсионная подвеска также являлась передовым решением

Наконец, решение с использованием силовой установки смотрелось весьма свежо. Подобно Matilda и Medium Tank M4A2, моторы ГАЗ 11 модель 202 делались спаренными, занимая наименьший объем моторного отделения. За двигателями располагались радиаторы системы охлаждения. Выдув горячего воздуха происходил через воздуховод в корме корпуса. Забор воздуха прорабатывался разный, в том числе и система, похожая на ту, которая использовалась в английском пехотном танке Valentine.

Башня, в отличие от шасси, была довольно условной, хотя Т-34 выпуска 1942 года читался однозначно

Башня, в отличие от шасси, была довольно условной, хотя Т-34 выпуска 1942 года читался однозначно

Естественно, на полностью самостоятельный проект идея Проворнова не тянула. Тем не менее, определенные задатки инженера-танкостроителя у него явно наблюдались. Большинство похожих предложений выглядели более концептуально. Кроме того, следует еще раз отметить тот момент, что видение легкого танка Проворновым совпадало с общими пожеланиями танкистов на тот момент. Естественно, ответ, поступивший из ГАБТУ КА 27 июля 1942 года, свёлся к тому, что предложение не представляет интерес. Вместе с тем, дальнейшее развитие темы легких танков привело к тем же выводам, что и у лейтенанта Проворнова. То есть всё равно получался маленький Т-34, или реинкарнация Т-50. Так что проект, осевший в отделе изобретений, всё равно представляет большой интерес.

По проекту боекомплект составлял 150 унитаров к 45-ке. Основная часть находилась в укладках на полу боевого отделения

По проекту боекомплект составлял 150 унитаров к 45-ке. Основная часть находилась в укладках на полу боевого отделения

В других условиях было бы правильно отправить лейтенанта по пути развития как человека, более-менее понимающего в танках. Да и система со спаренными моторами выглядела весьма свежо. Увы, судьба изобретателя сложилась иначе. В 1943 году лейтенант Проворнов был направлен в 214-й отдельный танковый батальон 65-й танковой бригады. Там он стал тем, кем и летом 1941 года — командиром танкового взвода. Находясь в составе 11-го танкового корпуса, бригада до 17 июля 1943 года занималась тренировкой личного состава. 26 июля 65-я ТБр пошла в бой. Лейтенант Проворнов отличился в ходе боёв за деревню Горки Орловской области. Согласно наградному листу, в боях 26-27 числа экипаж Проворнова уничтожил 2 средних танка, 3 противотанковых пушки и до 30 солдат противника. За эти успехи он был награжден орденом Красного Знамени. Для 65-й ТБр эти бои были крайне тяжелыми. За 26-27 июля бригада потеряла 13 Т-34 сгоревшими и 10 подбитыми, по Т-70 потери составили 4 сгоревшими и 5 подбитыми. Погиб лейтенант Проворнов в бою 28 июля, сражаясь за соседний населенный пункт — Ветрово. В том бою сгорело 3 Т-34 и был подбит 1. Похоронили Проворнова в братской могиле в Горках.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. Память Народа

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/karmannyi-t34-leitenanta-provornova-62e2364a1f7e273a88293c0c?&

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account